Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

фабрика грез--3

сказав о внутренних раскладах в РПЦЗ конца 1960-х гг., рассмотрим теперь ту же эпоху, но с точки зрения
внешнеполитического контекста.

Советская власть, уже не раз спасавшая Российскую церковь от канонических и даже догматических падений, помогла и на этот раз.

середина 60-х годов стала успехом экуменизма во всех отношениях, в частности, -- временем уверенного выхода МП на международную экуменическую арену, а, через это, на открытые просторы международных религиозно-политических игр. советское руководство еще к концу 50-х осознало бесперспективность прежнего курса -- неудачной попытки создать "советский блок" православных церквей, противостоящий Константинополю. это обрекало на провинциализм, т.е. на опосредование этим самым враждебным советской власти проамериканским Константинополем контактов с религиозными кругами Запада, с ВСЦ и, особенно, с Римско-католической церковью. провинциализм невозможно было разомкнуть за счет худосочных церквей стран социалистического блока, равно как и за счет арабо-христианских церквей (откуда приезжали епископы, требовавшие в подарок музейные экспонаты церковного искусства, но неспособные дать взамен никакого влияния в арабском мире -- т.к. они сами его не имели). поэтому советская власть переориентировалась с арабов-христиан на арабов-мусульман, а с антиэкуменизма на самый что ни на есть экуменизм. отсюда вступление МП во Всемирный Совет Церквей (1961) и участие наблюдателей от МП на Втором Ватиканском соборе.

МП вышла на те политические площадки, где прежде был только Константинополь, и все ее международные игры стали на порядок серьезнее. она получила возможность диктовать другим "православным" церквам некоторые условия игры. одно из первых таких продиктованных условий -- запрещение контактов с РПЦЗ.

каноническое значение этого запрета нигде не воспринималось всерьез, но запрет соблюдался. РПЦЗшников перестали допускать на высокие ассамблеи лидеров "мирового православия". их начали стесняться. некоторые предстоятели церквей "мирового православия", особенно Иерусалимский и Сербский патриархи, принимали у себя епископов РПЦЗ, иногда -- но все реже и реже -- могли с ними даже сослужить, однако, уже стало невозможным принимать их "с парадного входа", вместе с "приличными" гостями.

типичной стала ситуация, когда епископ Иерусалимского патриархата "братски обнимает" какого-нибудь епископа РПЦЗ, клянется в любви к нему лично и к РПЦЗ в целом, иногда даже ругает соввласть и МП, -- но всё это лишь в качестве объяснения, почему он не может с ним сослужить и даже вообще допустить его служить в храмах Иерусалимского патриархата. восток дело тонкое.

одну из таких историй мне лично рассказывал епископ РПЦЗ Михаил Д.; она произошла с ним самим вскоре после его епископской хиротонии, в конце 90-х. этот наивный человек думал, что его история доказывает высокий статус РПЦЗ в глазах Иерусалимского патриархата, и что этот самый статус в этих самых глазах доказывает, что РПЦЗ -- серьезная фирма. а мне это напоминало детский сад, когда младшие мальчики пытаются доказать сверстникам, что старшие мальчики с ними тоже дружат.

экуменисты из РПЦЗ калибра Антония Женевского не были, разумеется, носителями той же детсадовской психологии, что и еп. Михаил Д. они прекрасно поняли, что сильно проигрывают, и вынуждены были пойти на неприятные для себя маневры. для них это означало сказать, вместе с известной лисой, что "зелен виноград".

так началось оформление имиджа РПЦЗ как антиэкуменической церковной организации.

"Скорбные послания" м.Филарета превратились как бы в официальную идеологию РПЦЗ. кроме того, Синод РПЦЗ официально признал (в 1969 г.) хиротонии над греческими старостильными епископами одной из двух ветвей старостильного движения, флоринитской, совершенные в начале 1960-х некоторыми архиереями РПЦЗ без согласия Синода. РПЦЗ автоматически превращается в центр антиэкуменического Православия, к которму тяготеет и Греция. в этих условиях достигается еще один важнейший успех: в 1972 г. устанавливается общение с Матфеевским синодом греков-старостильников, причем, предшествует этому официальное согласие Синода РПЦЗ с матфеевским исповеданием веры. греческое старостильное движение по-прежнему остается разделенным на две ветви, но обе эти ветви теперь уже соединены через РПЦЗ.

все эти успехи были достигнуты всего лишь за несколько лет -- с 1965 по 1972. но красивое по архитектуре здание, построенное митр. Филаретом и о. Георгием Граббе, стояло на песке: мощная внутренняя оппозиция этому курсу в РПЦЗ сохранялась, и только внешнеполитическая обстановка заставила ее пойти на тактическое отступление.

был только один путь закрепить этот успех: в течение нескольких лет маргинализировать Антония Женевского и разбить его группу архиеерев. но этого сделано не было. возможно, о. Георгий Граббе нашел бы для этого пути, если бы точно знал в те годы, что это жизненно важно. но об этом можно только гадать. факт тот, что время было упущено.

время было упущено православными силами в РПЦЗ, но зато вполне использовано экуменистами. они должны были за время своего тактического отступления сыграть против МП на политическом фронте, чтобы таким образом вновь повысить международный рейтинг РПЦЗ и свой собственный. это и было сделано. смотром сил, показавшим их примерное равновесие в РПЦЗ, стал Третий Всезарубежный собор 1974 г.

равновесие сил в 1974 г. -- это уже было поражением Православия, хотя и неявным: ведь еще за 2 года до этого экуменисты не могли поднять головы. разрушительная динамика была весьма ускорена самим Всезарубежным собором, благодаря -- не зря! -- протащенному на собор Антонием Женевским Солженицыну. это неважно, что там Солженицын говорил на Соборе. важно, что после его выступления, да еще и сразу после его высылки из СССР на соборе именно Зарубежной церкви, РПЦЗ могла с новой силой убедительности позиционировать себя как церковь политической оппозиции коммунистам, а не как церковь нафталиновых старичков-белогвардейцев. это был одновременно выигрыш и у МП на международной арене, и выигрыш экуменистов у консерваторов на арене внутренней. митрополит Филарет был против заигрывания с Солженицыным и вообще с советскими диссидентами, но ничего поделать не смог. даже о. Георгий Граббе не был так осторожен в этих играх, оказавшихся столь вредными для Церкви.

результаты не заставили себя ждать. Антоний Женевский возобновляет, довольно демонстративно, сослужения с клириками "мирового православия", намеренно провоцируя старостильников, особенно матфеевцев, которые шлют недоуменные запросы в Синод РПЦЗ. дело кончается тем, что в 1976 г. матфеевцы, в 1979 г. флориниты прерывают общение с РПЦЗ из-за ее экуменизма.

курс митрополита Филарета, казалось бы, терпит крах.

в исторической перспективе -- так оно и было. но предстоял еще один важный "всплеск на спаде", который и приведет к принятию анафемы против экуменизма (1983).

этот, последний, подъем уже едва ли не агонизировавшей РПЦЗ был совершен за счет исключительно внутренних ресурсов и исключительно в Новом Свете, в Америке. ресурсы были и в Европе, хотя и немного, но их почему-то не смогли тогда толком задействовать.

(наконец, наконец я пришел к тому разделу, где нужно будет говорить о роли Джорданвиля как православного Голливуда. но это в следующий раз!)

спасибо kirrr: о. Серафим Роуз о Всезарубежном Соборе 1974 г. и о смысле существования РПЦЗ: http://www.livejournal.com/users/kirrr/27673.html?view=101657#t101657
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author