Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

на научные темы--2

тезисы о древнеисландском календаре

всё. наконец-то прочитана единственная существующая (и немецкая, а то как же!) монография, где дается полный астрономико-математический анализ этой системы: Gustav Bilfinger, Untersuchungen über die Zeitrechnung der alten Germanen. I. Das altnordische Jahr (Stuttgart 1899) (второй том -- Das germanische Julfest, 1901 -- там тоже довольно любопытный; это о Рождестве Христовом).

в году 364 дня = 52 недели = 2 полугодия. есть также деление на 12 месяцев по 30 дней каждый (а один -- 34 дня). раз в семь лет дополнительная неделя интеркалируется в середине лета, там же, где месяц из 34 дней. деление года на недели оказывается более важным, чем на месяцы, и поэтому номера недель становятся обычным способом датировки. если число дней в году кратно 7, то этим достигается строгая закрепленность всех праздников и вообще неподвижных дат по дням недели.

что совсем круто: Бильфингер понял -- только из своей математики, ничего не зная о реальных архаичных христианских календарях, -- что все эти исландские прибабахи имеют, как ни странно "христианский облик".

он был ужасный умница, это Бильфингер, с которого потом списывали поколения скандинавов.

но он не мог интерпретировать свой материал, т.к., если по-хорошему, нужно было подождать науки уровня хотя бы 1952 г., а, если по-минимуму, надо было совместить в собственном лице дарования Антона Баумштарка, придумавшего сравнительную литургику, и Софонии, епископа Туркестанского, впервые описавшего несторианский богослужебный календарь с годом из 364 дней...

несториане сохранили календарь из 364 дней с одной дополнительной неделей раз в 7 лет, но не сохранили 30-дневных месяцев, и я до сих пор не понимаю (это, кажется, нигде и не описано), куда у них деваются каждый год те 4 дня, которые не входят в счет 12 лунно-солнечных месяцев (12х30=364, так что эти 4 дня -- всегда проблема: в древнейших календарях такого типа -- в Книге Еноха, в Книге Юбилеев и в вавилонском трактате MUL.APIN, откуда всё это пошло, -- эти дни добавлялись по одному в конце каждого квартала).

недостающее звено, которое я смог реконструировать только теперь: 4 дополнительных дня, которые теперь вставляются в середине лета, и с которомы не связано никаких специфических обычаев, когда-то занимали другой период, тоже со среды по субботу, -- перед Пятидесятницей. именно на эти дни до сих пор приходятся всякие обычаи, связанные с оставлением грехов, долгов и т.п.

такое мы видали: календарь, который имеется в виду в книге Товит (и который, как мне кажется, нужно локализовать в Египте, как и саму книгу Товит; см. мою статью в Mémorial Annie Jaubert в Христианском Востоке 4 (2003), еще не вышла), и который потом какое-то время сохранялся и в христианском Египте, предполагал сложную структуру праздника Пятидесятницы: неделя перед праздником содержит 4 дня, начиная со среды, нарочитого покаяния, поста и т.п. (в аналогичном Палестинском календаре ту же функцию выполняли 4 дня перед пасхальным воскресеньем), и эти 4 дня -- не входящие в число дней 12 месяцев (12х30=360, а не 364) 4 дополнительных дня.

в др.-исландском календаре, как и повсюду в мире, такая структура праздника Пятидесятницы развалилась, а 4 дня отошли туда же, куда и без того вносилась интеркаляция (та неделя, которая раз в 7 лет).

несторианский календарь сохранил, хотя и в поврежденном виде, архаичную (см., напр., кумранский Храмовый Свиток, но следует добавить и мн. другое, особенно Песни субботнего жертвоприношения) структуру года из семи пятидесятниц плюс трех недель (пятидесятницы по 49 дней), а др.-исландский календарь очень четко разбит всего лишь на 2 полугодия. возможно, что это черта архаичная и даже, мб, еще более архаичная (заметная, например, в календаре Книги Юбилеев).

таким образом, др.-исландский календарь является христианским, и его могли принести в Исландию только донорвержские христиане -- то есть так называемые papar, ирландские монахи.

этот календарь очень архаичный и, на вязгляд позднего средневековья, иудейский. в нем естественно выделена функция субботы, что коррелирует с празднованием субботы как дня покоя (наряду с вскр.) в кельтской церкви, а также с обвинением анонимного автора латиноязычной "Истории Норвегии" (ок. 1200 г.), что, судя по их книгам, эти papar были "евреями из Африки".

кстати об Африке: уже было отмечено, старыми добрыми католическими историками кельтского монашества в 1930-е гг., что празднование субботы в кельтских уставах соответствует монашеским уставам Египта 4-5 вв.

пасхальные споры между кельтской церковью и Римом (с англо-саксами) тоже хорошо соответствуют моей реконструкции др.-исландского календаря: такой календарь не должен предусматривать зависимость даты Пасхи от даты весеннего равноденствия.

впрочем, о календарях кельтской церкви почти ничего нам неизвестно, если разбираться более конкретно.

у меня тоже выходит, что календарь имеет египетские корни (4 "особых" дня каждого года -- не перед Пасхой, а перед Пятидесятницей).

на основании календарно-эортологических штудий -- дело идет к тому, чтобы признать др.-исл. календарь продуктом жизнедеятельности ирландских монахов, причем, сдвиг 4 дней с Пятидесятницу на середину лета естественнее всего атрибутировать еще кельтской среде.

более серьезно всё это можно рассматривать в пандан к историко-агиографическим штудиям. кажется, дело идет к такому пониманию истории кельтских церквей после 6 в., когда их стали теснить из Англии англо-саксонские церковные организации, находившиеся в подчинении Риму:

в английских источниках отразилась история ассимиляции кельтских церквей, но другая их часть, не пожелавшая ассимилироваться, -- она как раз и создавала монашескую цивилизацию северных островов: Шетландских, Оркнейских, Фарерских и, наконец, Исландии.

эта кельтская монашеская цивилизация сохранила, видимо, кучу всяких иудео-христианских обычаев. кроме субботы я уже нашел аскетическое упражнение молиться по горло в воде. правда, в отличие от ближневосточных и эфиопских аналогов, стояние в воде продолжалось не сутками, а минутами (в районе 15, кажется), т.к. качество воды отличалось...

---------------------
Таня ts! Если Вы дочитали до этого места, пож., распечатайте мне это на бумаге! мне нужно, а то я потом забуду всё в хлам. спасибо.
Tags: calendar, celtica, hagio, nordica
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments