Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Слово в день св. мученицы Татианы

т.е. сегодня.

Слово в день памяти св. мученицы Татианы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы празднуем память святыя мученицы Татианы, и в России почти что с XVIII века этот праздник является особым праздником, праздником студенчества, потому что в XVIII веке открылся в России первый университет - Московский, - при котором была церковь именно мученицы Татианы. Это был храмовый праздник первого в России Университета, после чего он и стал праздником всех студентов. Конечно, все мы, христиане, по жизни студенты, и конечно, в нашем приходе это, может быть, даже еще более актуально, потому что все мы учимся каким-то, как называют это святые отцы, внешним наукам, которые помогают нам, в свою очередь, понять и православие. Это, конечно, очень полезно, и молитвами святой мученицы Татианы мы, а особенно сами Татианы, в этом году будем в этом достигать бОльших успехов, если Бог даст, для того, чтобы эти знания и все такое внешнее и материальное - а знания эти относятся к внешнему и материальному - послужили нам к знанию духовному.
Но, конечно, самое главное, чему мы научаемся с помощью мучеников и по их молитвам - это не есть внешнее знание и внешние науки, хотя бы мы их использовали и для чтения святых отцов, а это есть прежде всего знание того, как нам спастись. И если мы говорим о мучениках, то знание того, как нам спастись, - это прежде всего знание того, что такое христианская жизнь, потому что настоящая христианская жизнь - она бывает только мученической и никакой больше. Потому что такова жизнь Христа, а христианская жизнь, как нас учит апостол, да и Сам Господь Иисус Христос нас учил, - это есть именно подражание Христу.
А что такое мученичество? Мы - конечно, если мы христиане, - привыкли думать, что мученичество - это такой праздник соединения души с Богом, и именно потому дни мученичества святых это главные дни их памяти и главные церковные праздники в их честь. Конечно, это правильно, даже если вспомнить праздник Пасхи. Но сегодня как раз воспоминается прочитанное Евангелие о том, что это не только так. Мы читали сегодня Евангелие от Луки, где говорилось о том, как накануне, в ближайшие дни к празднику Пасхи, Иуда договорился уже о том, чтобы предать. А Иуда был одним из двенадцати учеников. И вот, надо понимать, что мученичество завершается, если все происходит хорошо, именно внешним воскресением, а начинается оно даже не с мучений как таковых, а обязательно оно начинается - что практически неизбежная вещь - с предательства в собственном кругу. Человек обязательно должен ощутить, что он один. Но он никогда не ощутит, что он один, если он будет думать, что те люди, которые его в данный момент окружают, которые ему соратники, - как бы такие не потому, что Господь их держит и Господь их дал ему, а потому, что они сами по себе такие. Это совершенно неправильно. Когда человек привык полагаться на людей, то отпадение кого-то из этих людей, так называемое "предательство", оно влияет на таких людей крайне плохо, приводит в отчаяние. Почему-то люди так себя ведут, как будто бы они думают, что этого никогда не может произойти. Нет, это не только может произойти, но это, в общем-то, и должно происходить. Но если мы будем полагаться на память Божию, то такие вещи, хотя и будут происходить, они никогда не будут сокрушительными для нас, чтобы отвратить нас от пути нашего спасения. Мы должны понимать, что на пути нашего спасения никто, кроме благодати Божией, нас не держит. Если Господь и дает каких-то людей, которые оказывают нам в этом поддержку сейчас, то это именно Господь нам их дает, а не потому, что люди сами по себе имеют силы нас в чем бы то ни было поддерживать полезном для души.
Если же мы будем привязываться к людям как таковым, потому что вот они нам оказывают какую-то душевную пользу, то тогда, конечно, неизбежно - и даже просто для нашего вразумления это будет надо - Господь нам пошлет такие ситуации, которые мы будем воспринимать как "предательство". Но я специально не хочу говорить слово "предательство" так, без кавычек, потому что на самом деле нам никто ничем не обязан. Если нам кто-то что-то пообещал, то это безумные и детские обещания, на которые мы никогда не должны рассчитывать. Нам только Господь пообещал - и на это мы должны рассчитывать, - что Он даст нам спасение души, если мы сами этого захотим, и пошлет нам все потребное, через людей и не через людей, как надо, так и пошлет. И поэтому нужно быть всегда с этой стороны спокойным. И со всеми людьми мы должны просто сами общаться так, чтобы все это было для душевной пользы. И тогда все будет хорошо.
А если мы начинаем говорить, что вот, у нас что-то плохо, потому что какие-то люди испытывают колебания, какие-то - не исполняют своих обещаний, какие-то люди, может быть, и совсем делают что-то противоположное тому, что они обещали, - то это, конечно, уже означает, что мы сошли с поприща, т. е. с подвига мученичества, к которому мы призваны, не успев его даже начать. Т. е. это самое позорное поражение - то, что нас испугали даже не сами, можно сказать, мучения, а только некоторые их призраки еще.
И поэтому надо, если мы действительно хотим подражать жизни мучеников, надо начать с того, чтобы совершенно спокойно решиться на одиночество с Богом, понимая, что Господь никогда не оставит нас Сам в одиночестве, потому что Он-то зато всегда будет с нами, и по мере необходимости будет посылать нам людей, как мы хорошо знаем из собственного опыта - иногда самых неожиданных людей из совершенно неожиданных каких-то мест, - для того, чтобы дать нам все потребное и во всем, что нужно для спасения нашей души, нас поддержать. И вот, именно в этом отношении, внутреннем, надо нам смотреть на мучеников и стараться им подражать.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments