Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

обещанные мемуары о м. Антонии

не мои, а рассказы Светки. я их слушал в 83-84 гг., а события происходили в 81-82.

митрополит Антоний приезжал в Москву ненадолго, и весь день его "пасли" от МП. программа всегда составлялась так, чтобы с утра до вечера он не имел никакого свободного времени для общения со своими неформальными знакомыми. однако, он общался ночью. в течение недельного визита в Москву он мог, практически, не спать, т.к. все ночи бывали плотно заняты с вечера до утра.

обычно он встречался с "реальными верующими" в квартире сестер Скрябиных -- дочерей композитора, его близкого родственника по матери. эти тогда уже старушки принимали у себя пересменки ночных гостей.

Светка попала на такое собрание через года полтора после первой встречи -- в Елоховском соборе (тогда кафедральный собор Москвы) на елеопомазании. тогда м. Антоний помазал (это секунды) много сотен (около тысячи) человек, а Светку подвели ее пожилые церковные знакомые (матушка известного в окружении патр. Пимина диак. Сергия Голубцова, историка Лавры и т.п.) -- "это наша Света" -- с просьбой помолиться. при встрече у сестер Скрябиных (куда Светку ввели те же знакомые) митрополит ее сразу узнал и назвал по имени. его фотографическая память на лица вообще славилась. секунд елеопомазания ему хватало для запоминания человека на много лет. для священников вообще характерна хорошая память на лица, но у м.А. она была феноменальной (всегда вспоминаю при этом себя: я часто не узнаю при встрече своих самых близких родственников, даже если встреча была с ними назначена).

у Скрябиных была какая-то общая беседа, а потом задавали частные вопросы. тут и Светка спросила о том, что ее тогда беспокоило: как будто живешь в таком стеклянном колпаке, через который видно, но из которого не вырваться. на это митрополит сказал: "Христос приходит через закрытую дверь".

у тех же Скрябиных Светка познакомилась с Галиной Николаевной (совсем не могу восстановить фамилию) -- знакомой "Додди" (так называли митрополита в домашнем кругу) с детства. в 84 г. мы вместе со Светкой побывали в Одессе у нее в гостях, а в 88 г. она побывала в Питере в гостях у нас (она приезжала ради празднований). после этого, к сожалению, мы потерялись. едва ли она жива, т.к. она была ровесницей м.А.

Г.Н. больше дружила не с самим "Додди", а с его отцом -- который жил как-то полузатворником и был весьма необычной и сильной личностью. Г.Н. ходила к нему девочкой набираться ума-разума и поэтому была знакома с "Додди"; его обращение -- история которого уже много раз рассказана в печати -- происходило у нее на глазах; она тогда уже была верующей.

Г.Н. являла особый тип подвижничества в миру, как прежде, так и после репатриации (1956 г.). зарабатывала на жизнь преподаванием французского языка. во время хрущевских гонений ее хотели было увольнять из ее ВУЗа за то, что ходит в церковь, но сами же партийные начальники защитили из-за великого к ней личного уважения. преподавала она французский и в Одесской семинарии -- одной из трех советских семинарий, переживших хрущевские гонения.

в 84 г. мы стали свидетелями сцены, когда сосед по лестничной клетке приходил к ней занимать рубль на выпивку. до сих пор у меня в ушах стоит ее реплика: "что ж, одалживать так одалживать", -- сказанная, понятно, в процессе вынесения рубля в прихожую.

про экуменизм -- и Г.Н. и м.А. -- говорить не буду. это очевидно. они были интеллигентного воспитания образца начала 20 века, и этим всё сказано. в 1988 г. Г.Н. даже обеспокоилась, что я делаю доклад на тему о Filioque, т.к. это -- только ворошить прошлое...

она была знакома с о. Иринеем Осэром и слушала его публичные выступления. это тот самый иезуит -- Hausherr, -- который издал Житие Симеона НБ Никиты Стифата и вообще сделал кучу всего полезного. Г.Н. рассказывала, как он проводил занятия (забыл ихний термин) в бенедектинском (кажется) женском монастыре. типа так: выбросите эти ваши книжки (т.е. сентиментальную католическую духовную литературу), а начинайте читать восточных отцов... действительно, те его -- не научные, а просто аскетические -- поучения, которые мне давала почитать Г.Н., были резко "восточного" направления.

...когда в 1988 г. я спросил у о. Михаила Арранца, как там о. Ириней Осер, -- он на меня посмотрел, как на свалившегося с луны: "отец Ириней Осер давно умер!". я опоздал на 20 лет.

Г.Н. постоянно жила, кому-нибудь уступая не только излишки, но и необходимое. то и дело она пускала в свою квартиру (впрочем, кажется, это была и вовсе коммуналка) каких-то людей, которые едва позволяли ей ютиться по углам. между прочим, несколько лет у нее жил, в пору своего обучения в Одесской семинарии, будущий иеродиакон Серафим Темкин -- впоследствии (1983) исключенный из Ленинградской академии вместе с Юрой Кочетковым и по одному с ним делу (они еще и жили в одной комнате). как и Юра, он был москвич и вернулся в Москву, но там женился и, говорят, где-то служит псаломщиком -- а была одна из самых колоритных фигур церковной тусовки Питера начала 80-х.

какая в этой басне мораль? (что морали нет никакой в принципе -- это ясно априори; мы ищем не мораль, которой не существует, а просто выводы).

"Додди" и Г.Н. -- это были настоящие подвижники.
они чудовищно заблуждались в области догматики. но ведь трудно было хотя бы поверить в то, что истина называется словом "православие". поэтому еще вопрос, кто из нас заблуждался чудовищнее, -- мы нынешние, несмотря на свое пребывание в ИПЦ, или они, которым было очень мало дано, но они очень много сделали.

можно сказать, что и в аскетике у них сплошные заблуждения. "Школа молитвы" митр. Антония -- это просто памятка интеллигенту о том, как не надо. ну и что? к сожалению или к счастью, но даже и с этим не так просто.

зато они лучше, чем кто-либо (если только не брать настоящих святых, вроде Иоанна Шанхайского) поняли, что в православной жизни, как и в педагогике, например, -- главное не правильность метода, хотя и это важно, а отношение к предмету занятий. они умели посвящать себя своим занятиям всецело -- хотя бы и не очень хорошо умели эти занятия выбирать. отсюда их способность переносить всякие лишения: это получается тогда, когда ты концентрируешься на цели; они всегда были "концентрированными".

они столь же правильно выбрали английскую и советскую массу, лишенную православных корней, в качестве главного объекта проповеди. людей с остатками православного воспитания и тогда уже оставалось так мало, что было ясно, что Церковь должна рассчитывать не на них.

и еще курьез: один мой специфический знакомый рассказывал -- со слов очевидца (которого я тоже знал) -- как митрополит Антоний участвовал в убийстве Дионисия Роттердамского. это для меня был первый и яркий сигнал о том, что с психикой моих знакомых что-то не то (именно потому, что они не врали и были тогда -- в начале 70-х -- очень близки к митрополиту).

(Дионисий Роттердамский -- епископ МП, выступивший против забыл каких советских гадостей и вскоре умерший при загадочных обстоятельствах; есть вероятность, что его убили, но, всяко, не м.А. осуществлял информационное прикрытие этой акции).

P.S. фамилия Галины Николаевны -- Кузнецова. она умерла в 1994.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments