Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Слово в день памяти свв. Афанасия и Кирилла Александрийских

31 янв. н.ст. = 18 янв. по церковному календарю

Слово в день памяти святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем память святых Афанасия и Кирилла Александрийских.
Когда мы вспоминаем о жизни святого Афанасия, мы должны непременно исполняться благодушия и радоваться, что наши времена совсем не такие плохие, как были те времена, когда жил святой Афанасий. Святой Афанасий был на Александрийском престоле очень долго - с 327 года по 373-й, - но почти все это время в Александрии, где был его престол, его никто не видел, за исключением очень кратких промежутков и последнего периода, около 10-ти лет, потому что все время он был либо в изгнании, либо в ссылках, либо он просто скрывался, потому что существовала большая опасность для его жизни, и его бы точно убили, если бы нашли. И так вот он, можно сказать, управлял, не управляя. Но на самом деле он именно управлял, потому что все епископы православные, по крайней мере, строго православные, - они, для того, чтобы вступить или не вступить в общение с другими епископами, смотрели, с кем в общении Афанасий. И в письмах святого Василия Великого все время это видно, что он равняется на святого Афанасия. А святой Афанасий тогда не состоял в общении почти что ни с кем, потому что всякие епископы - а их тогда было большинство, - которые пусть даже по уму своему и не были арианами, но входили в согласие, в общение с арианами, - все эти епископы отвергались от общения святым Афанасием, а также теми отцами, которым и мы должны подражать, которые тогда, в свое время, подражали святому Афанасию.
Святой Кирилл был епископом Александрии через несколько поколений после святого Афанасия - он умер в 444 г., а в 412-м он стал епископом, - но между ними много общего, потому что в их учении главное - это учение о обожении. Потому что те еретики, которых они должны были опровергать - для святого Афанасия это прежде всего были ариане, а для святого Кирилла это были прежде всего несториане, - они так искажали христианскую догматику, что сразу оказывалось невозможным человеку стать Богом. А оба эти святые говорили, что Бог стал человеком именно потому, чтобы человек мог стать Богом. Потому что для чего-то меньшего Бог мог бы и не становиться человеком, хватило бы какого-нибудь пророка, какие, впрочем, бывали и до Христа. А почему нужно было стать Богу человеком? - Для того, чтобы получился богочеловеческий организм, в который человек мог бы войти. И как Христос является совершенным человеком, не перестав быть совершенным Богом, так человек, не перестав быть совершенным человеком, становится совершенным Богом в том же смысле, в каком Христос стал совершенным человеком. Вот это очень важно. И это подчеркивали и святой Афанасий, и святой Кирилл. Ариане это отрицали тем, что вообще отказывались считать Сына Божия Богом, а следовательно, и богочеловечества никакого быть не могло в Сыне Божием; а несториане отказывались это признавать потому, что они считали, что Сын Человеческий - это отдельно, а Сын Божий - отдельно, т. е. вводили двух Сынов как бы. Несториане говорили, что Богородица - это, строго говоря, только "Христородица", Которая родила только Христа, Помазанника, человека, но не Бога, потому что Божество родить было нельзя. А православные во главе со святым Кириллом на это отвечали, что Божество родить нельзя, а Бога родить можно, потому что по Божеству, действительно, Бог - нерожденный, никем не может быть рожден (и в этом смысле с несторианами можно и согласиться), - но Сын Божий, став Человеком, не перестал быть Сыном Божиим, и поэтому по человечеству Он рождается, но рождается именно Бог. И если мы спросим: чем Он рождается, по чему Он рождается - по чему Он рождается? - то тогда надо сказать: по человечеству. Но если мы спросим: Кто рождается? - то тогда надо сказать: Сын Божий - т.е. Бог. Бог рождается, хотя и по человечеству, а не по Божеству. Вот ответ святого Кирилла.
И еще часто на него ссылаются другие еретики, которые уже были после, - монофизиты, которые, наоборот, отсекли во Христе Божество от человечества, говоря, что во Христе "единая природа Бога-Слова воплощенная", и туда уже нет человеку доступа никакого, т.е. эта природа свойственна только Христу. Действительно, слова, что Христос - "единая природа Бога воплощенная", принадлежат святому Кириллу, и монофизиты эти слова, действительно, правильно цитируют, но они их цитируют, хотя по форме правильно, но по контексту неправильно. Потому что для святого Кирилла эта "единая природа Бога воплощенная" означала не только Самого Христа, Который воплотился, но и всю Церковь, т.е. всех, кто обоживается и входит в эту единую природу Бога-Слова воплощенную. Так в терминологии святого Кирилла. Мы становимся Богом по благодати, и становимся истинно, и становимся природно, - так пишет святой Кирилл. А у монофизитов получалось не так: у них получалось, будто никто не может природно стать Богом в том смысле, в каком Сын Божий стал единой природой. Т. е. эта "единая природа" оказалась у монофизитов каким-то особым образованием, которое отличается и от человечества, и от Божества, и которая присуща только Христу. И конечно, это - ересь.
И хотя впоследствии, вскоре после смерти святого Кирилла, в 451 г. Халкидонский Собор предпочел другую формулу, которая говорит о двух природах во Христе и одной Ипостаси, но учение Халкидонского Собора (т.е. наше современное православное учение) и учение святого Кирилла - это одно и то же, хотя и выражено разными словами. А до святого Кирилла оно еще и другими словами выражалось. Но мы должны помнить, что меняются формулировки, которыми Церковь выражает свое учение, но учение никогда не меняется. А формулировки должны меняться, потому что, как меняются какие-нибудь фрески, картины, церковные здания, все это ветшает, - так же ветшают и человеческие концепции, с помощью которых мы, т.е. Церковь, выражаем божественные догматы. Концепции человеческие, конечно, ветшают не так быстро, как всякие фрески, но тем не менее и они осыпаются, поэтому их надо все время подновлять, а для этого надо все время знать суть этого учения, а не только слова. Для этого надо, чтобы все время действовала благодать Святого Духа, и чтобы не переводились в Церкви святые отцы - чего конечно же и не будет до скончания мира.
А нам всем да подаст Господь не унывать, видя, что и сейчас тоже торжество ереси, ереси экуменизма, понимать, что были времена гораздо худшие, как это было в IV веке при арианах или при святом Афанасии, и подражать святым в исповедании православной веры, потому что если у нас будет исповедание православной веры, все прочее нам приложится. Спаси, Господи! Аминь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments