Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Слово в день памяти св. Марка Ефесского

это сегодня

Слово в день памяти святителя Марка Ефесского

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем память великого иерарха и исповедника православия, святителя Марка, епископа Ефесского, который особенно прославился не тем, что он был епископом Ефесским - т.к. он так и не доехал до своей кафедры, - а тем, что он был послан в числе многих других иерархов в Феррару и Флоренцию в Италию на собор, который совместно составили Православная Церковь и латинская Римо-католическая церковь, между которыми тогда уже был полный разрыв и взаимные обвинения в ереси. И вот, это была попытка объединения, но попытка объединения не в истине, а такая попытка, чтобы православные пошли на компромисс с ересью католичества. И почти все иерархи, которые туда приехали, действительно пошли на этот компромисс и подписали Унию, т.е. такой акт, где принималось и неправославное исповедание веры, и даже административная зависимость от Римского папы. И только два иерарха не подписали Унию. Один был совсем некнижный и малограмотный даже, а другой был святой Марк Ефесский, который был одним из главных лиц в этой делегации православных.
И вот, когда папе доложили, что Уния подписана, он сразу же спросил: "А подписал ли ее Марк Ефесский?" И когда ему сказали, что нет, то он ответил своим посланцам: "Вы не сделали ничего!" - и он был совершенно прав, потому что когда уже вернулась вся эта делегация в Византию, почти сразу же большинство этих иерархов отказались от своих подписей, потому что народ их не принимал. И еще немного времени была эта Уния в силе, потому что императоры ее держались, но потом дело кончилось тем, что за три года до падения Византии последний униатский патриарх Константинопольский просто убежал в Рим, потому что уже только в одной его домовой церкви поминалось его имя, а все остальное духовенство, даже и в соборе Святой Софии, отказывалось это делать. И три года вообще не было никакого патриарха в Константинополе, даже и латинского, потому что император не давал избрать православного, так как он сам держался Унии, и латинского уже тоже было невозможно избрать. В 1453 г. Константинополь пал под ударами турок, и немедленно ученик святого Марка Ефесского, к тому времени покойного, святой Геннадий Схоларий был избран единогласным желанием народа и стал патриархом уже православным. Причем его искали и с трудом нашли - его уже успели продать в рабство к этому времени, - но нашли и сделали патриархом, и его сам султан встретил с большим почетом.
А почему пала Византия? - Потому, что не удержала православие. Подобно этому пала и Российская Империя в 1917 г., которая тоже не удержала православия, хотя там и не принимали Унии, но не держались чистоты православной веры. И вот, конечно, в наше время, в ХХ веке и в XXI-м теперь, особенно почитается Марк Ефесский как исповедник православия не только потому, что он подвизался против той ереси католичества, которая до сих пор существует и весьма сильна. Дело даже не столько в этом, а в том, что он подвизался против унии, против той идеи, которая уже была и тогда, а сейчас она называется словом "экуменизм", - против того, чтобы говорить, что будто бы наши догматические разделения, которые святые отцы провели на самом деле именно потому, что они видели, что еретики отпали от истинной веры и вообще отпали от благодати Божией, происходят оттого, что, как экуменисты говорят (и экуменисты XV века, когда жил Марк Ефесский, говорили именно это), прежние Отцы, будто бы, просто запутались в терминах, а на самом деле все одно и то же; что, например, когда мы, православные, говорим, что Дух Святой исходит от Отца, то это то же самое, что имеется в виду, и когда латиняне говорят, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Как будто святые отцы уже в течение нескольких столетий перед тем не разбирали, то это самое или не то самое. И давно уже было ясно, что не то самое. Но вот, дух компромисса заставил сказать тогда, на Флорентийском соборе в 1439 г., что смысл, якобы, один и тот же, а просто, мол, разными словами выражается.
И святой Марк Ефесский обличил не только латинскую ересь, но еще и именно ересь экуменизма. Он в своем завещании пишет, что никакого общения православные не должны иметь с униатами, точно так же, как и с латинянами. Хотя эти униаты и не изменяют православных обрядов, хотя они и Символ веры по-православному читают, но это люди, которые уже изменили Православию и отпали от Церкви, и поэтому же он пишет, чтобы на его погребении никого от них не было, что, конечно же, было исполнено, когда он умер в 1445 г.
А самое главное, что мы должны понимать, - это то, что экуменисты сегодняшние ничем не отличаются от экуменистов тогдашних. И это несмотря на то, что тогдашние приняли еще и административное подчинение Риму, чего сегодняшние не делают. Но когда святой Марк Ефесский объяснял, почему эти экуменисты не являются христианами, экуменисты его времени, он их не обвинял в том, что они подчинились административно папе Римскому, потому что это само по себе не имело в его глазах никакого значения. Он их обвинял только в том, что они изменили православной вере, что они считают, что можно и по-православному, а можно и по-неправославному, и все это будет одно и то же; что можно молиться и с латинянами, и с латинскими обрядами, а можно молиться и без латинян.
И вот, точно так же делают и современные экуменисты, которыми являются абсолютно все без исключения епископы "мирового православия", так называемого, - Московской патриархии, а также и Вселенской патриархии и всех прочих патриархатов. Они все молятся с еретиками, совершенно регулярно; а те епископы, которые сами не молятся, участвуют в соборах и подписывают их решения, которые разрешают молиться с еретиками, и также никогда не обличают тех еретиков, которые молятся, из собственных собратьев-епископов. Потому именно все епископы "мирового православия" являются экуменистами; они точно так же, как униаты XV века, совершенно вне Церкви, независимо от того, сколько их по численности, сколько у них прихожан и насколько похожи их обряды на православные, - пусть сколько угодно похожи, но дело не в обрядах, и сходство обрядов не должно отменять разность веры. Мы должны понимать, как это понимал и учит нас святой Марк Ефесский, что в экуменизме нет никакой благодати, что те, кто подчиняется епископам-экуменистам, - они ничем не лучше тех, кто подчиняется папе Римскому или, скажем, состоит в каком-то протестантском сообществе; это совершенно не христианство. Это просто некоторое подобие, некоторые иллюзии христианства, некоторые, может быть, упражнения в христианской аскетике и в выстаивании христианских служб, - но это все равно как если бы просто какие-то актеры переоделись бы в священников и в епископов и стали бы служить эти службы.
И именно поэтому мы должны так особенно в наше время, время экуменизма и апостасии, господства ереси еще худшего, чем это было в XV веке, - особенно почитать память святого Марка Ефесского и понимать, что именно его исповедание самое главное. И хоть он не был допущен в свою епархию - Ефес (Ефес в то время был под властью турок, но император написал туркам, что он не давал права этому епископу быть епископом Ефеса, и поэтому турки послушались императора и так Марка Ефесского и не допустили), - но тем не менее, реальная его власть в Церкви оказалась гораздо большей, потому что Марка Ефесского послушалось монашество и послушались ревнители православия всех званий. Вот так же и мы должны его послушаться. И в сегодняшнем мире мы можем применить к себе с еще бОльшим основанием то, что написал святой Марк Ефесский в одном своем письме, - что если мы уйдем отсюда в мир иной, то, за неимением других добродетелей, если у нас их не будет, сохраним хотя бы православную веру. Потому что уж православную веру мы хранить должны и обязаны, а без нее никакие другие добродетели нам не помогут. Аминь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments