Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

сегодняшнаяя проповедь -- в день Блаж. Ксении

кстати, к вопросу о том, что христиане сумасшедшие...

Слово в день памяти св. блаженной Ксении Петербуржской

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем память первой святой Петербурга - святыя блаженныя Ксении Петербуржския. И может быть, это далеко не случайно, что именно юродивая Христа ради стала первой святой Петербурга, потому что Петербург был построен Петром Первым, нечестивейшим из русских царей, для всякого поругания Церкви Божией и для того, чтобы еще больше поработить Россию западным обычаям, а Русскую Церковь - западным еретикам. И несмотря на то, что для такой цели был построен Петербург, посрамил Господь замыслы нечестивого царя, и Петербург, по словам святого Нектария Оптинского, уже в 1920-е годы, стал одним из самых святых городов России. Т.е. Нектарий Оптинский говорил, что это самый святой город, - именно потому, что там, где наиболее сгущалась тьма язычества, западных ересей и всякого нечестия, именно там и просияли многие святые, и одной из первых и первой известной нам по имени была Ксения Петербуржская.
Мы знаем, в какие эпохи являются юродивые Христа ради. Подвиг юродства появляется в Церкви тогда, когда есть общество христианское, которое все само себя считает христианским, живет в мире, нету внешних гонений, но само оно внутренне вырождается, и под видом христианства на самом деле исповедуется уже совершенно неизвестно что. И вот, некоторые святые начинают тогда жить в этом обществе в резком конфликте с обществом, но через это показывают, что через отрицание ценностей этого общества они утверждают христианство. Именно потому на Руси времен царей было так много юродивых, и петербургский период русской истории и сама история Петербурга тоже начинается с юродивой Христа ради.
Насколько далеко блаженная Ксения была от общества церковного, так сказать, официального, видно из того, что мы не знаем даже даты ее кончины. Она умерла где-то на рубеже XVIII-го и XIX-го веков, скорее всего, в самом начале XIX-го века. Но народная память имеет свойство не запоминать точных дат, и поэтому естественно, что в народной памяти точная дата не осталась - она никогда не остается. Но если бы к ней было бы какое-нибудь внимание церковных властей или каких-нибудь государственных властей, то они бы точно зафиксировали эту дату. Но ничего такого сделано не было, и это несмотря на то, что она умерла далеко не в безвестности, ее святые мощи были погребены с честью, и почиталась ее могила на Смоленском кладбище все время, потому что ее еще при жизни, а тем более после смерти почитали во святых, а в 1903 году на месте ее могилы построили часовню, которая стоит и до сего дня. И потом неудивительно, что в годы советских гонений эта часовня оставалась, хотя ее и закрыли в 1961 году, - она оставалась местом паломничеств со всей России и продолжала быть, как остается и сейчас, одной из самых почитаемых святынь Петербурга.
Но что такое подвиг юродства? В разные эпохи и в разных странах по-разному вели себя юродивые, потому что разным бывало то общество, в котором они жили, и ценности которого им надо было демонстративно попирать, чтобы именно показать настоящие христианские ценности. Но всегда юродство предполагало бездомность, и юродивые никогда и нигде не имели своего дома. Может быть, нам случалось оказываться в чужом городе, где нет у нас знакомых, где мы не знаем, где переночевать, - и вот, мы ходим по улицам, и у нас разные, может быть, не очень веселые мысли о том, как нам провести ночь (хотя, в принципе, уж всегда можно пойти на вокзал там, где совсем нет гостиницы, и там переночевать). Но в XVIII веке все было еще хуже, и были морозные зимы, когда невозможно согреться; и вот, сознательно обрекать себя на такую жизнь - это, конечно, можно сделать только при очень последовательном отречении от мира.
Многие сейчас обращаются к Ксении блаженной для того, чтобы она им помогала в мирских делах, - и правильно делают, что обращаются, и она помогает; и действительно, такое обращение и получение помощи Божией молитвами св. Ксении, укрепляет, конечно, в людях веру. И, начав обращаться с житейским делами, они потом уже обращаются и больше думают о спасении души. Все это хорошо. Но почему она имеет такое дерзновение перед Богом и, в том числе, почему она может помогать - еще и при жизни могла помогать, а тем более после смерти, - может помогать в житейских делах? Потому что сама она всецело отреклась житейского. И не только это в ее бездомной жизни и в отказе от получения всякой помощи от людей проявлялось, не только в том, от какой жизни она отказалась, но и в том, какой жизни она предалась, - потому что это была жизнь именно сосредоточенная исключительно на молитве. И потому совершенно не удивительно, что в удостоверение нас в этом, чтобы мы уж никаких сомнений не имели, некоторым людям было дано увидеть и рассказать потом, как они видели блаженную Ксению, молящуюся в Фаворском свете. Т.е. она достигла того, чего достигают и все святые подвижники, - достигла непосредственного видения Бога, видения Бога как света, подобно тому, как Он просиял на Фаворе. Но если апостолы на Фаворе видели Христа, сияющего извне по отношению к ним самим, потому что Христос был вне их, то члены православной Церкви (которыми апостолы тогда еще стать не успели) видят сияние этого света из себя самих, потому что Христос в членах Церкви уже находится внутри. Через Святое Причащение православные верующие соединяются со Христом, и поэтому изнутри православных христиан воссиявает этот свет, который они видят, и который есть Бог, и видение которого есть видение Бога. Вот ради чего уклонилась блаженная Ксения от суеты мира сего, и именно потому, что она этого достигла, она и получила такое дерзновение помогать всем людям - помогать, конечно, сначала в житейских делах, потому что именно с такими просьбами обращаются обычно, но конечно, для того, чтобы отвращать их от житейского и приводить их постепенно к божественному. И в историях, которые о ней рассказываются, и которые постепенно составили ее житие, содержится очень много таких случаев.
Но нам важно понимать вот что: что мы продолжаем жить в Петербурге и, хуже того, мы продолжаем жить в мире, который всецело враждебен христианству. И именно когда он не занимается открытыми гонениями на христианство, тогда он еще более враждебен, потому что он разлагает христианство изнутри, говоря, будто бы и его ценности - тоже ценности христианские; на самом деле это ценности гуманистические и какие угодно другие, состоящие в угождении и порабощении миру. И мы должны в какой-то степени всегда все быть юродивыми. Конечно, в полной мере юродивыми могут быть только немногие из нас, потому что это очень особый подвиг, на который нельзя выходить, не имея к этому особого призвания Божия. Но какая-то мера юродства необходима, потому что мы должны внутренне не жить ценностями окружающей нас цивилизации и подчеркнуто их попирать, хотя бы только в душе. Вот, блаженная Ксения сознательно ходила в кафтане своего мужа и говорила, что она - Андрей Федорович. А этим она намекала на то, что она подражает Андрею Юродивому. И вот, христиане тоже не должны смущаться тем, что они живут несколько юродиво с точки зрения окружающих их людей. И иначе и не может быть, если мы действительно отвергаемся от мира и хотим принадлежать Богу, как это заповедано в Евангелии не только монахам, а всем христианам вообще.
Молитвами святыя блаженныя Ксении Петербуржския да подаст нам Господь пройти тьму века сего и достигнуть невечернего Света, нетварного света Божества, в котором она молилась. Аминь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments