Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

А.Г. Шатилова о моей "Фабрике Грез" (истории РПЦЗ)


Глубокоуважаемый отец Григорий!
Как я Вам сказала при личной встрече в Петербурге, я считаю нужным возразить на несколько пунктов Вашей статьи «Фабрика Грез».
Мне кажется, что Вы, возможно в силу Вашего характера, всегда стремитесь из всего сделать какую то философию, обнаружить даже и не существующую закулисную работу, какой то спланированный заговор. Конечно, КГБ не безуспешно работало на разложении РПЦЗ. Ведь не напрасно же, еще Тучков получил награду за устройство раскола в РПЦЗ! Я очень сомневаюсь, что Арх. Антоний (Барташевич) был достаточно умен и хитер, чтобы провести планомерную работу на пользу КГБ. При этом, — мне кажется, что Ваша мысль действует по принципу: чем сложнее и запутаннее — тем интереснее, (а полезнее ли для читателей, из которых многие и лба перекрестить то не умеют?). Мне вспоминается приятель моего отца, очень талантливый писатель Петр Сергеевич Лопухин. Он вырос в довольно либеральной семье и в молодости увлекался всякими «философствованиями». Оказавшись после революционной катастрофы за границей, он стал вдруг ревностным православным. Часто он приходил к Митрополиту Антонию, резко спорил с ним и, будучи человеком с очень горячим характером, он уходил от Митрополита хлопая дверью, а потом с извинениями возвращался к нему опять. Моему отцу он не раз говорил, что «у вас Граббе, все слишком просто». Со временем и у него оказалось все «просто» и он перестал из всего делать проблему, ради создания проблемы, которую потом можно было бы месяцами обсуждать.

-- вставлю пару слов: А.Г. права. нужно было говорить не о сознательной политике этих полубессознательных людей, а просто о внутренней логике развития их организации.

В своей статье Вы очень резко осуждаете «филетизм», ставя природные национальные чувства любви и преданности своему народу каждого нормального человека — едва ли не на степень неприемлемой ереси.
Заграничная практика показала, что в тех приходах, в которых закрылись церковно-приходские школы — дети дичали и в русском и в церковном отношении. Заключались смешанные браки с еретиками, при которых, следующее поколение уже становилось совершенно равнодушным и к православию и к России! Итак: что же преступного в воспитании русской молодежи в православном и национальном духе?

-- против этого не спорю, но я говорил о другом (о канонических основаниях).

С 1931 г. в РПЦЗ был официальный орган, носивший название «Церковная жизнь», а не Церковные Новости. Он существует и по сей день. Перерыв этого издания был очень маленьким — только на время фактического бегства из Югославии. Даже и под немецкой оккупацией, хоть и с перерывами, но этот орган издавался до 1944 г. С 1950 г. журнал выходил регулярно.

-- ошибка у меня. надо исправить. спасибо.

Вы упоминаете в этой статье «розовое христианство Хомякова». О таковом (правда, назвав его «романтичным») мне как то написал и о. Михаил Ардов. Я «прижала его к стенке» и просила уточнить его заявление о «романтичном Христианстве Хомякова» и послала его работу «Церковь одна». Отец Михаил ее очень расхвалил и признался, что самой этой работы он и не читал, а говорил о Хомякове с чужих слов.

-- мое мнение о Хомякове изложено в специальной статье и в комментариях к полному собранию его богословских сочинений.
внимание! дальше А.Г. критикует созданный мною портрет вл. Иоанна. я думаю, критика верна и важна вне зависимости от моего текста:
Мне кажется, что и Вы, совершенно не зная Вл. Иоанна, а только что то слыхавши о нем, имеете довольно своеобразное представление о его личности. Никакие «братья архиереи» не старались свести на нет его миссионерскую деятельность, а он сам был причиной того, что она действительно сошла на нет.
Вот он добился от Собора хиротонии Ковалевского. Надо сказать, что до нее Синод получил несколько сообщений, что Ковалевский очень отрицательная личность и, возможно, даже является сатанистом. Кстати, его близкий родственник Евграф Евграфович тоже Ковалевский — очень увлекался с Белграде радениями Блаватской. При одной из первых бомбардировок Белграда немцами, его нашли убитым, с головой в раковине туалета. Я «Жана Нектария» видала и, должна сказать, что физиономия его была действительно отвратной. Он прибыл на Собор с тем, что Собор он должен был утвердить предложенную им «галльскую литургию». Можно сказать, за несколько дней до демонстрации в синодальном соборе этой литургии выяснилось, что в ней не хватало самого пустячка — отсутствовал евхаристический канон, который в спешном порядке в нее вставили. Я была на этой службе и когда некоторые Преосвященные меня потом спрашивали о моем впечатлении, то я отвечала, что это была «комедия Данте».
Принял Вл. Иоанн и новостильников румын (не ставя им вопроса о новом стиле), для которых хиротонисали Епископа Феофила. Скоро выяснилось, что он наркоман. Митрополит Филарет отказывался с ним служить. Кажется, он потом «ушел на страну далече».
Потом появился на сцене голландец 1аков. Его принял Вл. Иоанн не только с возможностью сохранения нового стиля, но даже и западной Пасхалии! Собор потребовал немедленно прекратить этот скандал. 1акову поставили ультиматум и он тут же перешел в Московскую Патриархию.
Теперь, с уходом отца и сына протоиереев де Кастебальжак к грекам киприаносовцам — миссионерская деятельность Вл. Иоанна, можно сказать, позорно закончилась. Вся его миссионерская деятельность оказалась полнейшим фиаско!
Ваше ироническое замечание на 4 стр. о Митрополите Антонии — требует дополнения /объяснения.
Когда Митрополит Антоний скончался, Патриарх Варнава поручил моему отцу купить самый дорогой гроб, ибо у Митрополита не было даже и собственного гроша: он все и всегда до последней копейки раздавал, иной раз случайно и сапоги и четки своего келейника, архим. Феодосия. Гроб стоил 700 динар — сумма достаточная для того времени.
Митрополита соборовали и выяснилось, что когда клирики сами несли гроб с покойником, то у двоих из них на плечах оказались подтеки. Ясно, что дно гроба было с большими щелями на дне. Тогда это даже вызвало волнение, что мол это трупный яд. Митрополита похоронили в подвале Иверской часовне — точной копии настоящей часовни в Москве, но только увеличенной до размера кладбищенского храма.
Приблизительно через полтора года в подвале склепа оказалась подпочвенная вода. Гроб пришлось поднять на уровень пола. При этом присутствовал келейник Вл. Антония, архимандрит Феодосий. Он увидел, что гроб был как будто только что поставленный. Вскрыть его он не решился, ибо гроб был запаян. Однако, о. Феодосий проявил такое волнение при этой процедуре, что обратил на себя внимание сербов- рабочих. Они спросили его, кто был этот покойник и когда он умер. Узнав о нем от о. Феодосия, рабочие перекрестились и заявили, что это несомненно был святой, ибо в такие сроки после кончины они должны работать в масках.
У митрополита Антония был редкий дар слез, он был очень молитвенным и постником. Даже и в мирное время, он только расписывался в получении своего жалования, которое все уходило на содержание нуждающихся студентов духовных академий. При нем и, исключительно благодаря нему — произошло возрождение монашества в России. До него в академиях случаи постригов — были исключением. Ему Россия обязана и восстановлением патриаршества после уничтожения его Петром I. На Соборе 1917 г. уже было 32 Епископа и 2 Архиепископа — его учеников.
Думаю, что и сербы не отдали бы Митрополита Антония без возражений, ибо сами его очень почитали, особенно такие клирики, как Иустин Попович, Еп. Николай Велемирович и другие.
Интересно, что я знаю священника (тогда еще семинариста в Джорданвилле) который со своим товарищем при работах над установлением мраморной гробницы в крипте у Митрополита Анастасия, открыли его гроб и обнаружили, что он тоже нетленный. Совсем недавно я прочла подтверждение этого факта и в интернете.
Вы пишете, что Вл. Иоанна «перевели из Европы в Америку, чтобы разрушить то, что он сделал в Европе».
На самом деле, Владыку Иоанна уже давно не выдерживали в Европе. Как писал упомянутый мною Лопухин, бывший Секретарем епархии «со святыми упокой — ничего лучшего быть не может, но не дай Боже с ними жить». Вл. Иоанн почти постоянно жил в Лесненском монастыре, где он нарушал весь уклад монастырской жизни, а монастырь существовал принимая заказы на какой то фабрике кукол, которым надо было пришивать головы к туловищам. Заказы должны были быть сданы к сроку, а Вл. Иоанн то устраивал какие-то беседы, то задерживал богослужения, меняя расписание и не давая возможности вовремя сдать заказ. Одновременно и Епархиальное Управление при нем едва существовало: Владыка откровенно терпеть не мог администрацию и относился к ней как к надоедливой мухе!
К тому же, в Сан-Франциско оказалось очень много людей из Китая, т. е. его бывшей паствы и он не скрывал своей мечты быть туда назначенными
К этому времени в полном разгаре был бунт «общества мирян» в Сан-Франциско. Для расследования его и умиротворения прихода был послан Архиепископ Антоний Лос-Анжелосский, который очень решительно и правильно повел дело. Однако, партия Вл. Иоанна настояла на том, чтобы убрать Архиеп. Антония и не без больших трений на Соборе, в Сан-Франциско был назначен Вл. Иоанн. К сожалению, он сразу же полностью стал на сторону бунтовщиков и получил поддержку чуть не половины епископата: Аверкия, Леонтия, Афанасия, Нектария, Саввы (Раевскаго) Австралийскаго и Саввы (серба Сарачевича).
Мне рассказывал о. Владимир Шишков, что Митрополит Филарет послал его (тогда еще иподиакона) с указом не то отменить приходское собрате, не то переменить его дату. Вл. Иоанн, не читая указа, разорвал его и бросил в мусор, при этом заявив, что ни Синод, ни Собор не имеют права вмешиваться в дела его епархии.

канонически вл. Иоанн был прав. но... 1) демонстративность, 2) нещадение архиерейских чувств (в дореволюционной России и РПЦЗ епископы чувствовали себя -- обычно -- служащими на службе у синода).

Тогда же, очень скоро, начался судебный процесс за обладание храмом. На Суде, Вл. Иоанн подтвердил свое мнение, что он совершенно независим ни от Синода, ни от Собора.

внутриепархиальная стройка была бы независимой, если бы деньги на нее не собирались по всей церкви. поэтому дело не было внутриепархиальным, и вл. Иоанн был обязан отчетом тем, кто деньги собирал, т.е. Синоду. одно дело -- решать самому внутренние дела епархии вроде собраний, другое -- самому делить общецерковные материальные средства, очень немалые.

Митрополит Анастасий тогда послал моего отца, от имени Синода защищать в суде иерархический церковный строй. На это — сразу же в прессе появились истерические вопли: «Граббе судит святого».
Ввиду этого, состоялось постановление Синода о запрещении Вл. Иоанна в священнослужении, особенно, когда выяснилось, что Вл. Иоанн уже даже дал задаток в 9, 000 долларов для покупки дома, который должен был стать параллельным Синодом в С.-Ф.! У Митрополита Филарета уже был подписанный об этом указ и, даже билет в Сан-Франциско, который он должен был ему лично передать. В это время пришло сообщение о скоропостижной кончине Вл. Иоанна. Она спасла его от ужасного греха раскола.
Митрополит Филарет облегченно вздохнул и поехал уже на погребете, а мой отец перекрестился и сказал: «слава Богу, что он умер в Сан-Франциско, а то сказали бы, что я его убил».
Все вышесказанное относится исключительно к административной деятельности Вл. Иоанна, а его подвижничества и личной святости — разумеется, никто не отрицает.
Вы, по-видимому не знакомы с «Положением о Русской Православной Церкви Заграницей» (3 раздел: Архиерейский Синод, Пар. 15). Там говорится, что «В случае необходимости Архиерейский Синод может временно применить меры прещения, с оповещением о сем епископата». Иными словами, по этому Положению, Синоду для принятия временных мер не требовалось никакого суда.

конечно, я знаком с подобными казусами в Положении о РПЦЗ, но это весьма позорная антиканоническая практика, взятая из синодального периода. канонами Церкви не допускается никакой внесудебной процедуры для наказания епископов, даже временного.

Откуда Вы взяли, что «Отец Георгий Граббе очень вовремя отбросил Никона Рклицкаго» и т. д.? Он его никуда не «отбросил» и, кстати, и Митрополит Анастасий и сам мой отец прочили его в кандидаты на пост Митрополита. Думаю, что по принципу «на безрыбьи и рак рыба». Это уже было время, когда в ЗЦ «оскуде преподобный».

-- насчет истории с кандидатурой Никона в первоиерархи -- это я знаю. но тут я имел в виду, что уже при м. Филарете вл. Григорий не позволил сформироваться какой-либо организованной группе архиереев вокруг вл. Никона, который годился хотя бы для номинального лидерства.

Архиепископ Антоний Женевский (я знала его еще как студента Дусика Бартошевича) сказал мне как то, что он по природе либерал. Я ответила ему, что у нас в семье это было ругательством. Без каких бы то ни было задних мыслей и интриг, он стал независимым в силу именно своего либерализма: буду делать что захочет моя левая нога. Он кончил богословский факультет в Белграде, но ни одной богословской работы не «родил». Думаю, что он был просто очень не умным человеком, аррогантным и, к тому же, мог (если обозлится) быть и большим хамом.
Что касается Вашего мнения об организации НТС — то тут Вы совершенно правы.
На стр. 8-й (в конце о Солженицыне) Вы пишете: «Даже о. Георгий Граббе не был так осторожен в этих играх, оказавшихся столь вредными для Церкви».
Мой отец ни в какой «игре» не участвовал. Однако, несмотря на все его протесты и на собраниях клира и мирян и даже на Архиерейском Соборе, поклонники Солженицына создали можно сказать «солженицынский психоз». Кстати, он вылился в скандальное постановление Зарубежного Архиерейского Собора об огульном снятии клятв со старообрядцев, а под них попадали и беспоповцы и сектанты, причащавшие киселем! Этим зарубежный Собор отменил постановление прежних Российских Соборов, наложивших эти клятвы на старообрядцев.
Когда журналисты всяких изданий обращались к моему отцу за копией этого позорного постановления — он никогда «не мог его найти».
Что касается личности Архиепископа Аверкия, то в Джорданвилле он прославился тем, что возглавил группу бунтовщиков-мирян в Сан-Франциско и половину Архиереев, поддержавших политику Вл. Иоанна. В противовес Митрополиту Филарету) «миряне» объявили Архиеп. Аверкия защитником Православия, которого даже хотят отравить. Я помню, как на одном из Соборов того времени, происходившем в Магопаке, — Архиепископу Аверкию из Си Клифа на обед и ужин Ал. Ник. Устинов привозил в судках еду, специально для него приготовленную «своими» людьми! Архиереи, не боявшиеся быть отравленными только посмеивались над А. Аверкием.
При отъезде из Белграда, архим. Аверкий отказался нести большую и тяжелую чудотворную Курскую икону, на том основании, что у него и так очень большой багаж. Поэтому, Икону весь период беженства из Белграда нес на себе мой отец, тогда еще мирянин, к тому же, обремененный задачей спасения Синода, нескольких Епископов и ряда мирян, которые вдруг оказались в Синодальном вагоне. Тогда бомбардировки Германии следовали одна за другой и надо было следить в оба глаза, чтобы не оказалось, что вагон останется на запасном пути. Не помню, где именно, но когда поезд подошел к одной из станций, то оказалось, что все рельсы стояли вертикально, а вокзал разбит! Папа вышел из вагона, увидал растерянного стрелочника и с ним вместе пошел искать хотя бы одного, не разбитого пути. Таким оказался только один и то, по милости Божией, в нужном Синоду направлении. Незадолго до отъезда из Белграда, тогда еще архим. Серафим (Иванов) собиравший подаяния для Ладомировскаго монастыря. Понимая опасность обстановки, он на всякий случай дал отцу картон папирос и несколько бутылок вина. За пачку папирос (большая валюта того времени) — стрелочник прицепил синодальный вагон к нужному поезду.
После своей кончины, Вл. Аверкий (очень любивший подарки) оставил 40 полных комплектов облачений и 40 же митр.
Когда я увидала предложение из России канонизировать Архиепископа Аверкия, то подивилась: «не знаете чего просите», хотелось возразить им.
Видно, что Вы весьма не высокого мнения о «Виталии Максименко», которого даже не изволите назвать хотя бы архимандритом! А между тем — это был очень крупный человек, истый монах и труженик на ниве Христовой в Западном крае России. Имя его, как «почаевского архимандрита Виталия» — можно сказать — гремело по всей России за его миссионерскую деятельность.
К тому же, ему удалось освободить крестьян западного края от финансовой зависимости т. назыв. «местечковых жидов». Он устроил крестьянские банки в этих краях и крестьяне смогли получать ссуды на очень облегченных условиях.
«Местечковские жиды» ему этого никогда не могли простить. Когда он, перед назначением на кафедру в Америку, посетил наше имение в 1934 г., то местные евреи узнав о его приезде — закидали камнями посланную за Вл. Виталием бричку, запряженную четвериком лошадей, да еще и с сопровождавшими конниками. Я польский консул, давший ему визу — потерял свое место, за незнание и допуск такого врага в Польшу. В Почаевской Лавре ему устроили триумфальную встречу. Кстати, он был и очень деятельным членом Союза Русского Народа.
Он же организовал и прием Государя Николая II, приехавшего на торжество освящения храма в Овруче.
Ему очень хотелось, чтобы Государь чувствовал себя среди своего народа и, чтобы не было видно никакой охраны. О. Виталий в целом ряде приходов привел к особой присяге т. назыв. на Волыни «братчиков». Они сотнями и сотнями окружали Государя. Одновременно, он вызвал окружных раввинов и сказал им, что они отвечают за каждого незнакомого им еврея и что, если будет какое то покушение, то он не ручается, что не произойдет погрома. Все прошло замечательно и Государь долго вспоминал этот свой приезд на Волынь.
В 60-е годы в Джорданвиль приехал кардинал Кушинг и захотел видеть Вл. Виталия. Не знаю как и отчего, но кардинала привели в поле, где Владыка Виталий вместе с братией копал картошку. Кардинал упал на колени и сказал: «наконец то я вижу живого Апостола» и не вставал, пока Вл. Виталий его не благословил.

-- вл. Виталий Максименко умер, если не ошибаюсь, в 1958 г.; тут небольшой анахронизм. заодно замечу: я его вполне уважаю -- как человека очень деятельного, хотя и не близкого мне по внутрицерковным симпатиям. просто я не считаю его способным к созданию необходимой для тогдашней РПЦЗ идеологии.

По-видимому, Вы не слишком близко знакомы с положением Православия в Западном крае. Почитайте историю Митроп. Макария и увидите, что «угроза русской национальной идентичности», (а она неразрывно связана с Православием) — всегда существовала в этом крае. Даже и на моей памяти (30-е годы), поляки взорвали собор в Варшаве, а потом, с невероятными осквернениями престолов уже на несколько лет позже (для этого даже нарочно выпустили из тюрем преступников) — поляки на Холмщине разрушили 400 церквей.

-- тут нечего спорить -- так и есть.

Думаю, что Вы ошибаетесь в вопросе признания моим отцом благодатности МП. Я с ним не раз говорила на эту тему. Он только считал, что делать формальное постановление Собора по этому вопросу — было бы не полезно для церковнаго строительства и указывал на то, что даже окончательное осуждение ереси католичества — потребовало около 200 лет.
Представьте себе, какой результат был бы, если бы наш Собор — обявил, что десятки миллионов крещеных в МП людей — не крещены, не причащались, не венчаны и не отпеты? Была ли бы от этого хоть какая то польза для сначала Российской Свободной Церкви, а потом превратившейся в Русскую Православную Автономную Церковь? Сколько человек при таких условиях решилось бы на повторное крещение, а то и рукоположение?
В свое время, при Император Николае I были приняты около 2-х миллионов униатов. Их никто не только не крестил, но даже и не миpoпoмaзaл, однако, применение в данном случае икономии показало, что уже их внуки были совершенно нормальными православными членами Церкви.
Ваш план создания церковного центра в Париже — право же не может не удивлять своей наивностью (стр. 13). Ведь для создания центра — нужны люди, которые будут при нем сосредоточены. Во Франции, по сравнению с Америкой и Австралией — русских людей значительное меньшинство, а те которые там есть или были — находились под влиянием евлогиан или совершенно безразличных и к Церкви и к своему русскому прошлому. Такое же положение было и в Германии.

-- всё это так, но есть и письмо вл. Григория Граббе о Дудко, где Дудко совершенно однозначно признается православным священником. и есть письмо вл. Филарета, того же времени, где говорится, что Дудко был вне Церкви.

Что касается Ваших рассуждений о «бостонцах», то архим. Пантелеймону было предложено стать Епископом ЗЦ с подчинением ему всех приходов «конвертов». Однако, о. Пантелеимон отказался от этой идеи на том основании, что это оторвало бы конвертов и греков от Русской Церкви.
На стр. 15 Вы уделяете место Архиеп. Илариону.
Семья его (Капрал) — была из до революционных украинцев эмигрантов в Канаде и ряд поколений всегда состояла в МП.
Где то в конце 60-х годов Арх. Иларион подал прошение о принятии его в Духовную Академию (если не ошибаюсь, то Петербургскую). Его приняли в Академию и ему оставалось только назначить помещение. Но тут, — ему посоветовали перейти в Св. Троицкую Семинарию, что он послушно и исполнил. В семинарии он довольно быстро был рукоположен в иеромонахи и стал келейником у Архиеп. Аверкия.
Как Вы, возможно знаете, мой брат, теперь Еп. Антоний, образовал Св. Сергиевскую Гимназию, получившую права в министерстве просвещения. Среди учеников школы был и сын священника МП (если память не изменяет, то Тышкевич), которому брат помогал тем, что брал минимальную плату за учете. Когда впервые в Синоде появился Иларион, то этот священник (он был настоятелем собора Св. Николая Чудотворца (на 97-й улице) рассказал ему, что через его руки проходила вся документация Капрала и он удивился, когда узнал, что тот поступает не в Академию, а в семинарию.
Думаю, что знай мы вовремя эту подробность — то вряд ли бы Иларион стал епископом при митрополите Филарете!
О его предательстве могу сообщить и такой случай:
Когда издавался очередной том сочинений моего отца (я тогда уже не служила в Суноде) — то увидав выходяицаго из алтаря после литурпи Еп. Илариона — я попросила его дать мне слово при наречении во епископы моего отца. Пока я говорила с Е. Иларионом, при нем крутившийся какой то молодой (невиданный мною человек) — вмешался в разговор и сказал, что сейчас его принесет. Не успел он отойти на несколько шагов, как я спросила Еп. Илариона: кто это? и получила ответ: «Ах, Вы знаете, как мы ему обязаны. Он работает в архиве МП и дал нам так много документов». Я в ужасе спросила: «Владыко! Что Вы делаете?» И получила хладнокровный ответ: «Ведь в Синоде никаких секретов нет»! При Митрополите Филарете ключ от помещения архива находился у моего отца и меня, как делопроизводителя. Документы выдавались Архиереям из архива (даже и Митрополиту) — под расписку.
Что касается «расследования» по делу о. Пантелеймона, то сравнительно недавно (в связи с историей о. Мелехова) — я поместила в ЦН известную мне из первоисточников историю этого дела.
В публикации письма Митрополита Филарета Арх. Аверкию, тут я не без вины. Дело в том, что когда сначала выгнали из Синода Вл. Григория, а я сама отказалась от должности Делопроизводителя — то Митрополит Виталий стал нажимать, чтобы мы как можно скорее «сдали» все дела и исчезли. Сдача происходила следующим образом: мне сказали сложить все на пол в бывшей канцелярии Вл. Григория, а они «потом разберутся». Ни Вл. Григорию, ни мне никто не задал ни одного вопроса, хотя бы касательно документации текущих дел.
Впопыхах, собирая со своего стола горы бумажек — я случайно захватила и несколько важных, в том числе и эти копии. Предполагалось, что они будут разложены в папки дел Митрополита и личную Арх. Аверкия. Вот одна из таких копий и не попала в нужную папку.
Когда я, нагрузившись папками, которые надо было вернуть в архив пошла к этому помещению, то выяснила, что Еп. Иларион, не говоря мне ни слова — переменил замок двери архива!
Простите, глубокоуважаемый о. Григорий, если моя критика Вашей статьи как либо Вас обидела. Это никак не входило в мою задачу на нее реагировать.
Что касается моих «исторических» поправок или дополнений в качестве свидетеля ряда событий то все же, как ни как, я полагаю, что в данное время — я можно сказать единственный человек, который близко знал всех трех Первоиерархов и почти весь состав Собора РПЦЗ, за исключением Дальневосточных иерархов, которые приезжали только на Соборы в Сремские Карловцы и, по установившейся традиции — обедали у моих родителей.
Если Вы в будущем пожелаете воспользовать каким-либо из моих воспоминаний — то, разумеется, я этому препятствовать не стану.
-----------------------------------------------------------

очень благодарен Анастасии Георгиевне за этот текст. очень много точек над i теперь расставлено.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments