Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Проповедь на Сретение Господне

2 февраля по церковному календарю = 15 февраля н.с.

Слово на Сретение Господне

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем праздник Сретения Господня. Какое событие воспоминается? Воспоминается тот день, когда на 40-й день по Рождестве Христовом, как то требовалось по закону иудейскому, младенца Христа Его родители принесли в храм, чтобы принести жертвы и посвятить первого ребенка мужеского пола, как это требовалось по Закону, Богу. И когда они пришли в храм, то их встретили там пришедшие туда Духом в этот момент святой праведный Симеон, который очень долго жил, и ему было обещано Духом Святым, что он не увидит смерти до тех пор, пока не увидит Христа Господня, т.е. Мессию, и святая праведная Анна, которая все время жила при храме, и которая 7 лет была в браке в юности, а потом 84 года была вдовой и все это время проводила при храме в благочестивых подвигах. Здесь мы празднуем такое событие, которое, хотя и связано с ветхозаветным Законом, но никакого специального праздника ветхозаветного не было в этот день, потому что это было делом чисто индивидуальным: каждого ребенка-первенца мужеского пола на 40-й день приносили в храм посвящать Богу. Но христиане здесь усматривают другой смысл, и этот смысл праздничный, и именно об этом говорит отчасти евангельское повествование; а если мы научимся читать его между строк, потому что там очень много таких намеков, которые отсылают нас в Ветхий Завет, тогда нам это станет еще более понятным. Потому что для нас здесь главный смысл этого праздника - это исполнение пророчеств. Каких же пророчеств?
Хотя праздник Сретения появился только в VI-м, может быть, веке (может быть, чуть раньше, но все-таки достаточно поздно) но сам по себе праздник, который был в это время календаря, он древний, и это праздник даже иногда назывался Пасхой, еще одной Пасхой. Это был важнейший праздник в самом конце церковного года, после чего начинался новый цикл с Великим постом и Пасхой, и значение этого праздника было первоначально - второе пришествие Господне, конец истории. От этого древнего праздника у нас сейчас, в нашем современном календаре - целых два праздника: сороковой день по Рождестве - сегодняшний праздник Сретения, неподвижный, потому что сам праздник Рождества из числа неподвижных; и подвижный праздник - Неделя мясопустная, о Страшном суде, которая на одну неделю раньше Великого поста, когда совершается, если можно сказать, память того события, которое еще не наступило, - Страшного суда и конца истории. Когда-то это все был один праздник и один день.
Но что же празднуется именно сегодня - Сретение Господне? Отчасти на это намекает имя праведной Анны, которая встречает Христа, потому что имя ее совпадает с именем другой пророчицы Анны, которая была в Ветхом Завете матерью пророка Самуила и которая, когда она зачала в старости, будучи неплодной, все-таки зачала пророка Самуила, она воспела песнь, и это - третья Библейская песнь, которую мы поем на каждой утрени, и которая очень похожа на песнь Богородицы "Величит душа Моя Господа", - там даже строчки пересекаются. И поэтому вот сама Анна ветхозаветная, которая мать пророка Самуила, была прообразом Богоматери, а нынешняя Анна, которая встретила Христа в Храме, была как бы промежуточным звеном, тоже прообразом Богоматери. И еще более это понятно из того, что сказал Симеон Богоприимец. Симеон Богоприимец был, по преданию, одним из тех книжников, которые за 300 почти лет до этого события переводили книги библейские с еврейского языка на греческий в Александрии. И вот, он переводи книгу пророка Исаии, где содержатся разные пророчества о Христе очень ясные и, в частности, одно, которое его смутило: "Се, Дева во чреве приимет", - т.е. о том, что Мессия родится от Девы, а не от женщины. И он не знал, как это переводить. А надо сказать, что в еврейском тексте - там такой термин, "альмА", который означает и девицу, и молодую женщину. Это действительно можно понимать по-разному. Но еврейские толковники, которые переводили на греческий язык, хотя все это было еще задолго до Христа, они перевели это именно как "Дева" - взяли тот перевод, который был возможен с точки зрения языка, но который совершенно противоречит здравому смыслу. Почему это могло быть такое? Только лишь потому, что они уже знали, что это пророчество Исаии нужно понимать как пророчество о рождении Мессии от Девы. И вот, св. Симеону, когда он не знал, как это место переводить, и хотел перевести все-таки, что от женщины родится, явился Ангел и сказал ему, чтобы он переводил "от Девы", и что, коль скоро он в этом усомнился, то он доживет до самого этого момента, когда он убедится, что это пророчество сбылось. И так это и произошло. И поэтому св. Симеон, уже убедившись в этом, говорит свои знаменитые слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром".
Но самое главное, что здесь празднует Церковь, это тоже пророчество Исаино, но другое, - и это главное содержание сегодняшнего праздника. Это пророчество, которое мы вчера читали в одной из паремий, когда Исаия в самом начале своего пророческого служения видел серафимов, и один из них взял угль горящий и вложил ему в уста и тем самым очистил его уста. К сожалению, многие у нас, наши современники, даже православные христиане плохо помнят это место из Библии, если они вообще его читали, а помнят стихотворение совершенно светского поэта, который крайне легкомысленно это все переиначил, которое тоже называется "Пророк", и там, почему-то на перепутье, ему явился серафим, и там что-то такое дальше происходило, это мы учили в школе. А именно к этому пророческому видению Ветхого Завета отсылает нас сегодняшний праздник. В сегодняшнем праздничном богослужении Богородица называется "тАинственными клещами", т.е. Она Сама прообразует Собой те клещи, которыми берется угль. Потому что человеческое естество просто не может взять в себя угль Божества раскаленный; и для того, чтобы его взять, нужна была Богородица, Которая и стала клещами, которыми можно взять раскаленный угль. И угль - это и огонь, и нечто материальное. И огонь - это Божество, а нечто материальное - это человеческая плоть, в которую Божество воплотилось. Для чего? - Для того, чтобы очистить человеческий род; для того, чтобы попадая нам в уста, оно очищало наши уста. Т.е., конечно, имеется в виду в духовном смысле - т.е. попаляло наши грехи. И мы знаем, чтО является в преимущественном смысле для православных христиан углем. Это, конечно же, Евхаристия. И поэтому мы должны это понимать не только как лишнее указание на то, что в праздник и, в частности, в сегодняшний праздник надо причащаться, что сегодня мы опять совершаем праздник, который указывает нам на Евхаристию, - мы должны вообще понимать, что такое Евхаристия, - что это угль попаляющий, огонь, который либо попаляет наши грехи, если мы приступаем к ней с покаянием, либо попаляет нас самих, если мы поступаем не так, как должно.
А что такое - приступать к Евхаристии так, как должно? Некоторые думают, что надо у себя вызывать какие-то чувства. Вот, конечно, это глубокое заблуждение, потому что какие бы то ни было чувства ни в коем случае не служат ориентиром ничего, по крайней мере, ничего хорошего. Потому что любые чувства, якобы даже и покаянные чувства, можно у себя вызвать просто эмоциональной накруткой, так сказать. И это не только не послужит во оставление грехов никому, но это послужит лишь к тому, чтобы человек еще думал, что он кается, и еще меньше видел бы свои грехи, чем он их раньше видел (хотя, может, он их и раньше не видел), и чтобы человек впал в состояние в конечном итоге такое, которое называется прелестью, т.е. ложным состоянием духовным, из которого выйти хотя и возможно, но очень трудно. Совсем не на эмоциональные состояния мы должны ориентироваться, а мы должны ориентироваться на церковные правила. А первым признаком покаяния настоящим считать то, что мы перестаем совершать эти грехи, - значит, действительно, мы в них покаялись, покаяние наше принято. Если же мы все еще их совершаем, то как бы мы по их поводу там ни плакали и ни рыдали, это совершенно ничего не значит, - скорее всего, мы и не думали и даже не начинали в них каяться. А если мы стараемся каяться в своих грехах, то мы тогда именно живем не своим умом, а живем по церковным правилам, и прежде всего, готовясь к причастию, мы исполняем то, что Церковь велит. Только не надо путать то, что Церковь велит, с тем, что велят разные от имени Церкви люди, которые не имеют никакого права говорить от имени Церкви. Я напоминаю, что от имени Церкви имеют право говорить только Святые Соборы, Вселенские, Поместные, а также святые отцы, - и особенно тогда, когда они совпадают друг с другом. А бывает иногда, что какие-то святые отцы пишут что-то такое, что совершенно идет вразрез со всеми остальными, и такое нам тоже принимать нельзя. Если же вразрез со святыми отцами говорит какая-то книга, хотя бы изданная и во время Синода дореволюционного, или какой-то священник это говорит, то всего этого слушать не надо, потому что все это либо прямо греховно - и скорее всего, это именно так, - либо это просто не имеет никакого значения.
И если мы будем готовиться к причастию так, как это надо, т.е. к каждому празднику стараться исповедаться, причащаться; стараться никогда не приходить на литургию так, чтобы не готовиться к причастию, - и в то же время приходить на литургию всегда, когда она служится, по возможности (потому что не всегда мы можем придти, когда она служится, но когда можем, то должны приходить), - то тогда мы будем готовиться к исповеди, готовиться к причастию, каждый день думать о своих грехах - подготовка к исповеди должна происходить именно ежедневно, хотя исповедь и не ежедневно, - и мысленно каяться перед Богом. И тогда мы, конечно, будем жить внимательно, каких-то грехов, может быть, и совершать не будем, в каких-то покаемся, и тогда, конечно, мы будем жить одной жизнью с Церковью, и Господь, несмотря на наши многие грехи и недостоинства, нас не попалит святым причащением, а будет попалять наши грехи. И именно в этом самый главный смысл сегодняшнего праздника - что мы принимаем Христа как тот раскаленный угль, который держится в клещах, а клещи - это Пресвятая Богородица. Аминь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments