Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

мемуары об РПЦЗ

Танина (ts) книжка + нынешняя статья М. Назарова, где сплошные реверансы в сторону владыки Марка, -- достойные быть воспетыми еврейским поэтом Галичем (кум докушал огурец, и закончил с мукою... (далее по тексту, а для тех, кто не знает, -- по Яндексу)), -- простите, отвлекся, -- да, так вот: всё это всколыхнуло следующее воспоминание.

Состояние РПЦЗ и настроения основных ее деятелей в 1997 г. нам были хорошо известны до нашего перехода. связей всяких, слава Богу, было достаточно. в частности, про то, что вл. Марк целенаправленно сдает позиции и работает именно на отказ от российских приходов и соединение с МП, -- было точно известно (данные о его переговорах в Германии и в России "утекали", хотя тогда еще не была опубликована его замечательная переписка с вл. Виталием, которую сейчас напомнил Арканн).

но именно вл. Марк оказался первым деятелем РПЦЗ, на котором нам представилась возможность экспериментально проверить аналитические и агентурные данные. это было сделано в первые же дни после нашего официального перехода в РПЦЗ (24 июня).

еще в бытность нашего прихода в МП я состоял в личной переписке с вл. Марком -- правда, я ему писал письма под псевдонимом "протоиерей Александр Жарков". всё начиналось по инициативе нашего о. Александра и вполне невинно: мы случайно узнали, что у вл. Марка есть служба святой нашего храма, Елизавете Феодоровне, и о.А. попросил меня написать (а о. Александр сам был не горазд писать; теперь я тоже стал не горазд: за меня все письма пишет Татьяна :-). вл. Марк был очень любезен, службу прислал, а потом еще что-то присылал... в общем, была с ним какая-то вялотекущая переписка ни о чем. из нее у меня сложилось очень четкое убеждение, что вл. Марку дороги неформальные связи с активистами МП, и поэтому он за нас слегка "держится".

когда мы перешли в РПЦЗ, я просто не мог противиться позывам поделиться этой радостью именно с вл. Марком. чуяло мое сердце, что это будет для него неприятной неожиданностью, и он не сможет скрыть свою реакцию под оболочкой какого-нибудь вежливого ответа. (и не столько не сможет, сколько не захочет оставлять письменное свидетельство своей поддержки прихода, покинувшего МП аж летом 1997 г.).

так и вышло. на этом письме переписка оборвалась.

второй проверкой РПЦЗ на вшивость стало личное общение с еп. Михаилом Донсковым в июле 1997 г. (о. Александр "закосил", не любил он тусовки, а я-то сходил), про которого тогда уже было известно (хотя и не очень широко), что он вскоре заменит еп. Евтихия в качестве управляющего приходами в Европейской России.

третьей проверкой -- история с регистрацией нашего прихода, документы для которой выбивались из Синода в Нью-Йорке в течение августа и сентября (тут главным действующим -- по телефону -- лицом была Оля mitr). процесс не оставлял сомнения, что канцелярский механизм в Нью-Йорке не то что далек от мобилизации на войну с МП в России, но именно боится любого обострения в отношениях с МП.

все эти три проверки подтвердили то, что мы знали заранее: что в РПЦЗ придется быть на осадном положении и не вступать ни в какие сделки с епископатом, который заведомо предаст.

(не люблю слово "предавать" в отношении веры: ведь верить все могут по-разному. но здесь все-таки было предательство -- в обычном человеческом смысле, независимо от веры: нам здесь предлагалось рисковать, а они уже уходили -- да, в общем, ушли уже -- в тень.

теперь вот Михаил Назаров ноет, что их предали. проснулся. а вот мы тогда, в 1997 г., сразу резко так поняли Суздаль -- фронтовую армию, порвавшую с тыловыми генералами, занятыми переговорами о капитуляции).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments