Состояние РПЦЗ и настроения основных ее деятелей в 1997 г. нам были хорошо известны до нашего перехода. связей всяких, слава Богу, было достаточно. в частности, про то, что вл. Марк целенаправленно сдает позиции и работает именно на отказ от российских приходов и соединение с МП, -- было точно известно (данные о его переговорах в Германии и в России "утекали", хотя тогда еще не была опубликована его замечательная переписка с вл. Виталием, которую сейчас напомнил Арканн).
но именно вл. Марк оказался первым деятелем РПЦЗ, на котором нам представилась возможность экспериментально проверить аналитические и агентурные данные. это было сделано в первые же дни после нашего официального перехода в РПЦЗ (24 июня).
еще в бытность нашего прихода в МП я состоял в личной переписке с вл. Марком -- правда, я ему писал письма под псевдонимом "протоиерей Александр Жарков". всё начиналось по инициативе нашего о. Александра и вполне невинно: мы случайно узнали, что у вл. Марка есть служба святой нашего храма, Елизавете Феодоровне, и о.А. попросил меня написать (а о. Александр сам был не горазд писать; теперь я тоже стал не горазд: за меня все письма пишет Татьяна :-). вл. Марк был очень любезен, службу прислал, а потом еще что-то присылал... в общем, была с ним какая-то вялотекущая переписка ни о чем. из нее у меня сложилось очень четкое убеждение, что вл. Марку дороги неформальные связи с активистами МП, и поэтому он за нас слегка "держится".
когда мы перешли в РПЦЗ, я просто не мог противиться позывам поделиться этой радостью именно с вл. Марком. чуяло мое сердце, что это будет для него неприятной неожиданностью, и он не сможет скрыть свою реакцию под оболочкой какого-нибудь вежливого ответа. (и не столько не сможет, сколько не захочет оставлять письменное свидетельство своей поддержки прихода, покинувшего МП аж летом 1997 г.).
так и вышло. на этом письме переписка оборвалась.
второй проверкой РПЦЗ на вшивость стало личное общение с еп. Михаилом Донсковым в июле 1997 г. (о. Александр "закосил", не любил он тусовки, а я-то сходил), про которого тогда уже было известно (хотя и не очень широко), что он вскоре заменит еп. Евтихия в качестве управляющего приходами в Европейской России.
третьей проверкой -- история с регистрацией нашего прихода, документы для которой выбивались из Синода в Нью-Йорке в течение августа и сентября (тут главным действующим -- по телефону -- лицом была Оля
все эти три проверки подтвердили то, что мы знали заранее: что в РПЦЗ придется быть на осадном положении и не вступать ни в какие сделки с епископатом, который заведомо предаст.
(не люблю слово "предавать" в отношении веры: ведь верить все могут по-разному. но здесь все-таки было предательство -- в обычном человеческом смысле, независимо от веры: нам здесь предлагалось рисковать, а они уже уходили -- да, в общем, ушли уже -- в тень.
теперь вот Михаил Назаров ноет, что их предали. проснулся. а вот мы тогда, в 1997 г., сразу резко так поняли Суздаль -- фронтовую армию, порвавшую с тыловыми генералами, занятыми переговорами о капитуляции).