Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

в некотором шоке

раб Божий Владимир Баранов из Новосибирска (он всё не может создать свой ЖЖ, хотя уже пообещал и еще даже код успел получить) только что прислал свою статью (написанную для какого-то местного ихнего сборника). сюжет -- надпись на Медных вратах (Халки), которую сделали иконоборцы, заменив образ Спасителя крестом. (такова агиографическая легенда о начале иконоборчества).

Володя прекрасно обосновывает историчность рассказа, Auzépy идет лесом... но это всё пустяки по сравнению с тем, что:

реконструируется основная богословская концепция первого иконоборчества, от 720-х гг. до собора в Иерии (754): центральный христологический догмат -- смерть Христа как развоплощение (душа остается в соединении с Богом, а тело -- отпадает).

дальше продолжу я: этим имплицируется понимание воскресения как перемены тела = Евтихий, патр. К.польский в 6 в. = оригенизм (прав был Флоровский в своей гипотезе 1950 г.!!!) = второе иконоборчество!!!

предыдущий результат в разматывании этого клубка был получен мной (опубликовано в Studia Patristica в 2000 г.). там я подтвердил гипотезу Флоровского только для второго иконоборчества, проследив соответствующую традицию в 6 и 7 вв. -- но на первом иконоборчестве я обломался. у меня получилось, что второе иконобрчество еще более непохоже на первое, чем думали раньше, хотя какой-то оригенизм чувствовался и в первом -- но очень смутно. мне тогда пришлось с неприятностию признать прямо в статье, что пониманию первого иконоборчества моя статья не только ничего не прибавила, но и убавила.

теперь всё. после этой статьи -- разобрана как догматический источник эта стихотворная надпись (сохранилась в передаче Феодора Студита; всегда мне казалась стремной, но я так и не сумел понять сам), обращено внимание на кой-какие ключевые моменты собора в Иерии --

и концы с концами сошлись!!!!!!!
жаль, Флоровский не дожил. он умер в 1979 г. тогда нас с Володей уже было на свете, но мы не знали, что будем патрологами :-)

да, а Флоровский -- гений. ничего ведь не знал (можно сказать), но музыкальный слух не подвел. мы идем по компасу, но сбиваемся, а он шел нюхом -- и ведь не облажался, кажется, ни разу.

правда, я до сих пор не очень понимаю, что там было в Египте с антропоморфитами :-) (дай Бог здоровья Дунаеву).

и еще наблюдение: худо-бедно, а набирается у нас опять какая-то русская церковно-историческая (в широком смысле) школа. пока еще мало работников, но энтузиазма больше, чем на западе; квалификации -- не меньше (правда, это только теперь так, когда на западе многое увяло). теперь, кажется, мы подходим и к тому, чтобы концентрации ученых стало не меньше.

говорю о "школе" потому, что у нас все-таки есть некоторая общая школа, которой на западе нет. это внимание к Традиции (в разных смыслах), что на западе приживается плохо. поэтому там развалилась деятельность болландистов и остается маргинальной школа École biblique...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments