В Волгограде весна.
Проводили меня туда маленьким, но настоящим акустическим концертом. Неожиданно вышло: за час до отъезда из Питера в Москву (куда пришлось ехать к самолету) у меня была назначена встреча на вокзале с Ольгой Лехтонен ("Апрель"), приехавшей в Питер из Казахстана. Мы уже почти год всё не могли встретиться в реале, будучи знакомы заочно, а это был единственный шанс. Но нашим планам "серьезно поболтать" было не суждено сбыться: Ольга должна была придти с квартирника, а за ней увязалась тамошняя ватага -- человек 10 или более. Мы зашли в кафе выпить чаю (причем, некоторые на самом деле пили именно чай) -- а там Ольга как-то спонтанно сыграла из классического репертуара. Кажется, персонал и посетители были все довольны. Потом эта толпа пошла сажать меня в вагон. Так я и уехал в столицу нашей родины. А оттуда и вовсе улетел в Волгоград.
В Волгограде были разные впечатления. Первое неожиданно приятное -- более чем часовой разговор в администрации области с "компетентным лицом" NN. Такие чиновники вызывают у меня припадки самого дикого уважения: совершенно реальное понимание проблем, постоянная обучаемость и восприимчивость к новой информации, вполне государственное мышление... Конечно, очень приятно иметь дело с незаурядным человеком -- но как бы хотелось, чтобы именно такие чиновники были у нас заурядными :-)
Потом был на приходе, который официально существует у нас в Волгограде уже целый год. Его настоятель -- еще в недавнем прошлом известный в городе врач-кардиореаниматолог, т.е. приличный человек и никак не профессиональный служитель культа. К уходу из МП он постепенно, за несколько лет, созрел под влиянием своих бывших прихожан. При всем моем уважении к профессиональной поповской массе (а это, вообще-то говоря, трудовой элемент, который -- как всякий трудовой элемент -- всегда заслуживает уважения), я категорически против того, чтобы из таких людей делать опоры для церковной организации. У попов есть принципиальная установка "работать", а о предметах их веры должно, по их мнению, думать начальство. Поэтому у них всегда cuius regio, eius religio -- religio просто не входит в их профессиональную компетенцию. И поэтому так желательно, коль скоро мы хотим быть истинной церковью, а не какой попало, готовить своих кандидатов для рукополжения, а не подбирать готовых попов из МП. Впрочем, бывают и из МП исключения, и особенно тогда, когда это священники, не успевшие всосаться в поповское болото...
Приход очень дружный -- и это ясно даже по самому факту, что он не развалился на таком резком вираже, несмотря на всяческое давление со стороны МП. Впервые пронаблюдал там отрадную практику: прием священников из МП -- если они без приходов -- в сане мирян. Там два таких священника, хорошо известные нашему о. Виктору. Очевидно, они будут впоследствии приняты в нашу церковь "в сущем сане", но пока они стоят на службе и причащаются как миряне (точнее, как псаломщики). Независимо от способа приема в нашу церковь, мы не признаем священства (как и всех остальных таинств) в МП. Однако, если в случае перехода священника с общиной возникает очевидная необходимость скорейшего "восстановления" этого священника в священном сане, то такой необходимости нет в случаях "штучных" священников. Именно в последней категории обычно встречаются всякие проходимцы, да и самые замечательные люди приходят из МП все-таки настолько очумелыми, что им бы очень желательно на некоторое время проветриться.
Пара часов между моим прилетом в Москву и поездом из Москвы в Питер тоже прошла не без комизма. Меня провожал один человек, которого нередко узнают на улицах по причине любви советского народа к телевизору. У него такая же репутация в светских сферах, как у меня -- в церковных: т.е. к нему многие неровно дышат. Тем приятнее встречать изъявления народной любви. Иногда они бывают очень курьезными. На перроне некий мужчина за 50 бросился пожимать ему руку, а потом мне (с таким видом, что мой спутник решил, будто это мой знакомый), а потом говорит мне: "Берегите его!!". (Вот, можно сказать, задал задачку ! :-)
Ну, и почему-то захотелось процитировать любимого автора и на другую тему:
Снегопады растоптали осень
Ледяными каблуками
потоптались по ней
Не задав ни одного вопроса
Увели в страну седую
Самых близких людей
Продана продана девушка хорошая
Продана продана детская печаль
Проданы бусы не беда, что ношены
Все продам - больше нечего терять
Незаметно поднималось злое
Незаметно заливало
Все, что было вокруг
Нам осталось только мы с тобою
Только тяжесть на душе да пожатие рук
Продана продана девушка хорошая
Продана продана детская печаль
Проданы бусы не беда, что ношены
Все продам - больше нечего терять