Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

масленица

проповеди мои запаздывают (их уже было три: на обретение главы Иоанна Предтечи, на родительскую субботу и на сегодняшний день воспоминания Страшного Суда). пока что о том, чего там не будет.

Откуда пошла масленица. Это всё из той же серии, что и сплошная седмица в Неделю о мытаре и фарисее (см. проповедь на этот день): после дикого смешения с монофизитами в течение большей части 7 в. нужно было как-то расходиться. для этого применили серию литургических реформ. одна из самых заметных -- реформа структуры Великого Поста, предприятая на Шестом Всел. соборе (точнее, на его продолжении -- соборе в Трульском дворце 692 г.).

Преобладавшей еще с 6 в. структурой Вел. поста на востоке было: 8 недель поста, из них в каждой неделе постными были только будние дни; 5 х 8 = 40 = Святая Четыредесятница (так смысл Четыредесятницы излагается и у аввы Дорофея, которого многие читали; это начало 6 в.). В субботы и воскресенья поста ели рыбу, молоко и яйца, а воздерживались только от мяса. Собор запретил яйца, молочное и рыбу по субботам и воскресеньям поста (теперь в эти дни разрешаются лишь вино и елей, т.е. растительное масло; в прочие дни Вел. Поста, если нет праздников, даже "постного" масла есть нельзя; нельзя даже есть вареной пищи, а требуется так наз. "сухоядЕние": из горячего остаются только кофе и чай, да хлеб, да (полу)сырые овощи -- никаких обедов из первого и второго; если кто не привык, то сразу так поститься категорически не рекомендуется, а кто не болеет гастритом-диабетом и привык -- тому это очень даже нравится). Но тогда же это ужесточение поста по сб. и вс. компенсировали: первую седмицу поста сделали вовсе не постной и ввели для нее тот самый режим, который действовал для суббот-воскресений. Поэтому теперь наш Великий Пост -- не 8 недель, а 7, но зато он чуть-чуть построже. (О правилах пощения в Вел. Пост надеюсь рассказать через неделю).

вся эта реформа обрасла легендами, иногда очень занятными. суть их в том, что "дополнительная" (якобы) первая седмица 8-недельного поста была введена императором Ираклием в 628 г. после освобождения Иерусалима от персов, каковое освобождение ознаменовалось (это исторический факт) натуральным геноцидом евреев -- Ираклий не мог сдержать свое войско, чтобы оно не отомстило евреям за геноцид христиан в 614 г., сразу после завоевания Иерусалима персами (какие тогда были ужасающие картины, описывает Антиох Стратиг, чья повесть дошла на арабском и на грузинском и даже была издана с русским переводом Н.Я. Марром). Тогда император (или епископы, что неважно) решили установить дополнительный ежегодный пост в знак покаяния за тех евреев. А через 70 лет отцы решили, что уже и так достаточно за них каялись. Конечно, на самом деле 8-недельный Великий пост -- это Иерусалимская практика, вероятно, уже 5 в.

Update ко вчерашнему Чудо о Дьяченке: супруг нашей прихожанки, узнавши, что произошло с его любимой книжкой, очень ругался на нее, зачем она сказала, говорил, что бесов не бывает, а это всё кот, и -- одновременно, -- что об этом нельзя никому рассказывать, потому как это "семейная тайна". если бы он сам верил в "кота", то не стал бы так полошиться. я-то знаю, живя в куче бумаг с двумя кошками, как бывает, если кошки рвут бумажки... а тут ведь было -- в середине закрытой книги (они там так и оставались) десяток-другой листов порваны на прямоугольные кусочки по 2-3 см в ширину и 5-7 см в длину (по кр. мере, такого размера кусочки мне вчера бросились в глаза).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments