Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

о поминовении усопших

-- Слово в прошедшую родительскую субботу. (бывшее накануне слово о обретении главы Иоанна Предтечи куда-то потерялось, т.е. как-то не обнаружилось на пленке; будем искать :-)).

Слово в Великую родительскую субботу (мясопустную)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершили богослужение Вселенской родительской субботы - одной из двух самых главных родительских суббот, т.е. самых главных установленных в Церкви дней для поминовения усопших. Суббота всегда является в Церкви днем поминовения усопших. Это относится к любой субботе, и этот обычай унаследован Православной Церковью еще из ветхозаветной Церкви, хотя и нету его у современных иудеев. Этот обычай произошел потому, что суббота, само слово "суббота", по-еврейски означает "покой", и покой имеется в виду не только тот, который по заповеди Закона Моисеева должны были соблюдать люди в земных своих делах, но и покой вечный, который является, в свою очередь, предшественником воскресения. И потому первый день недели, т.е. воскресенье - следующий день по субботе - это день главных христианских праздников, начиная с Пасхи, а накануне великих праздников особенно совершается память усопших, т.е. в субботу.
Но сегодняшняя суббота, накануне Недели мясопустной, т.е. накануне того воскресного дня, когда происходит заговение на мясо - последний день завтра можно будет мясо есть, - она имеет и особое значение. В следующее воскресенье, т.е. ближайшее воскресенье, завтра, Церковь совершает память события, которое еще не произошло, - память Страшного Суда. И сегодняшняя великая суббота должна нас готовить именно к этому. Это не просто день, когда мы молимся о всех наших усопших, которых мы знали, которых мы не знали, а также о всех тех, кто, может быть, умер без погребения, и по имени некому даже о нем молиться, или может быть, о нем забыли (и таких большинство среди даже усопших православных христиан); так мы молимся в каждую родительскую субботу, так мы молимся и сегодня; но особый смысл еще и в том, что эта суббота напоминает нам о том, что ждет нас. И напоминает не для того, чтобы мы просто испугались, а для того, чтобы мы именно покаялись, понимая, перед лицом Какого Судии мы окажемся на Страшном Суде. Только сейчас Этот Судия для нас - не Судия, а Помощник, Который помогает нам к Нему придти, помогает нам быть оправданными, т.е., скорее, если говорить о суде, это наш адвокат. И именно чтобы воспользоваться Его помощью для покаяния, нужна сегодняшняя родительская суббота. Именно поэтому эта родительская суббота установлена в период подготовки к Великому посту - уже совсем немного осталось до поста, чуть больше недели.
И в чем же состоит эта подготовка, как ее мы совершаем сегодня? Она состоит в том, что мы вспоминаем о наших усопших и поминаем всех усопших, кого мы знали и не знали, поминаем их церковно. Но прежде всего, мы сами каемся, - а церковное поминание подразумевает, что мы сами каемся и готовимся к причастию. Самое главное, что мы делаем при поминовении усопших, - это не то, что мы подаем записки, хотя надо и записки тоже подавать, это все правильно, но это не главное; а главное - это то, что мы сами вместе с усопшими причащаемся от одной чаши. Мы это делаем, просто физически приходя на литургию, готовясь к причастию и причащаясь, а усопшие это делают невидимо, и особенно благодаря нашему поминанию, когда мы подаем записки на проскомидию, чтобы в память о них вынимались частицы, что и делалось сегодня. И поэтому богослужение Великой родительской субботы состоит из двух основных частей по уставу.
Первая часть - это то, что мы служили вчера вечером, это заупокойная утреня особенно, все службы суточного круга, а особенно заупокойная утреня, которая иначе называется Великой панихидой. Обычно панихида служится сокращенным чином, а накануне родительской субботы она служится полным чином, как это мы сделали вчера, потому такая долгая у нас была служба. И здесь мы поминаем по именам, кого можем, усопших, кого не можем - поминаем без имен, просто "всех от века почивших православных христиан", и тогда вот читаем записки.
Литургия сегодня нужна для другого - для того, чтобы помянуть их на проскомидии, это должен делать священник на проскомидии, читая записки, которые были ему поданы (т.е. то, что не видно, это в алтаре совершается), и потом чтобы всем нам причаститься. И для того, чтобы частицы, которые вынули в память об этих усопших, которые как бы их иконами являются, также были погружены в чашу со Святой Кровью, и таким образом участвовали бы и эти усопшие в нашей Евхаристии. Т.е. именно для причастия существует литургия. Почему я так об этом подробно говорю? Потому что многие приходят на литургию слушать записки. Это совершенно неправильно. Литургия не для того, литургия для причастия. А о причастии, особенно в родительские субботы, почему-то у нас не думают. Но не бывает таких литургий, которые без причастия, - это надругательство над богослужением, это запрещено канонами категорически, и за это есть наказание, которое состоит в отлучении от причастия тех, кто не причащается за литургией.
Поэтому надо стараться нам поминать наших усопших так, как этого требует действительно их душа. А она требует не просто, чтобы мы о них молились, но чтобы мы сами были христианами, чтобы наша молитва была христианской. А самое первое, что делается для того, чтобы нам самим быть христианами, - это именно каяться на исповеди и причащаться. Кто не причащается, тот не христианин. Разумеется, причащаться надо в Истинной Церкви, а не в экуменических сообществах. Т.е. надо, конечно, смотреть, в какую церковь вы идете - православная ли там вера исповедуется или нет. Но это само собой разумеется. Но если мы пришли в Истинную Церковь, то надо, чтобы наш приход в нее не оказался бесполезным, чтобы мы действительно причащались истинных Тела и Крови Христовых, а не только смотрели, как причащаются священник или другие христиане, потому что тогда это не принесет нам никакой пользы, а, скорее, принесет только осуждение. Это относится и к поминовению усопших христиан.
И если мы будем стараться делать для наших усопших все, что для этого надо - а прежде всего мы должны для этого делать то, что нужно для нас самих, т.е. самим быть христианами, - то тогда мы можем надеяться, что Господь уже посмотрит на это наше старание и будет милостив к нашим собственным грехам, а можем также надеяться и на то, что, когда мы умрем, то останутся по нас люди, которые будут молиться о нас. И их молитвами исправятся, может быть, многие грехи, которые мы так и не успеем исправить при нашей жизни. Аминь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments