Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Великий Пост

чувствую, что заплюхаюсь и не успею написать, поэтому пишу заранее.
"Праздники стали не такими праздничными, а посты не такими постными" -- как выразился один мой друг юности про тенденцию предреволюционной русской церковной жизни. поэтому отречемся от старого мира и вернемся к канонам и типикону. тогда у нас не будет праздников без причастия и постов без -- некоторого, но постоянного -- голода.


устав Великого Поста у нас века с 14 стал довольно-таки эклектичным. основу по-прежнему составляет устав "Иерусалимский" (палестинских монастырей 10 в.), но на него местами, без особой системы, накладывается жесткий афонский монашеский устав образца 13 в.

Иерусалимский устав предлагает очень ровную жизнь: 5 дней в неделю -- сухоядение (без рыбы, вина, масла и, главная особенность, вообще без вареной пищи, хотя горячие напитки и хлеб можно), в сб. и вс. -- разрешение вина и елея (но не рыбы; само собой, разрешение вареной пищи тоже). разрешение рыбы -- 2 дня за весь пост (праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим); Великая Пятница -- совершенное неядение, Вел. Четверг -- разрешение вина и елея, Вел. Суббота -- "ядение", но минимальное, меньше, чем в будние дни поста.

Главная "жестокость", наложенная на эту схему афонским уставом: в первую седмицу поста совершенное неядение до вечера пятницы, а для "немощных" -- до вечера среды. (лично я только в лучшие годы дотягивал до вечера вторника :-) егда же состарехся -- а это произошло в одночасье в 1997 г., когда убили нашего настоятеля, -- то стал предпочитать есть уже в понедельник вечером).

такова схема (без подробностей, которые там тоже, конечно же, есть). как с ней жить?

Хорошее эмпирическое правило:
каждый Великий Пост повышать "градус" пощения только на одну единицу и только при условии, что в прошлом посту всё было без какого-то сильного напряга. то есть: если кто-то не мог поститься без рыбы (скажем, по сб. и вс.), то теперь чтоб постился без рыбы; если кто-то постился с елеем -- то теперь без елея; если кто-то ел вареную пищу -- то теперь сухоядение; если кто-то привык к сухоядению -- пусть экспериментирует с совершенным неядением на первой седмице или с неядением до вечера в будние дни... и т.п.
надо сказать, что после сухоядения ничего не есть целый день (скажем, в Вел. Пятницу) легко и даже как-то незаметно, а вот после масленицы это далеко не так.

отступления от устава поста возможны для больных, но не для раздолбаев. например, разрешения нарушать пост для путешествующих нет. (в Талмуде оно, кстати, есть: поэтому некоторые благочестивые евреи ставили ноги в таз с водой, чтобы считаться плавающими :-) Наоборот, св. Василий Великий (слово о посте 2-е, которое, по уставу, читали вчера за богослужением) пишет, что пост помогает в путешествиях. справедливость этого легко познаётся опытом, когда у тебя исчезают проблемы с тем, куда пойти поесть в чужом городе: свою порцию сухоядения ты можешь раздобыть хоть на улице. но еще лучше в пост никуда не шляться, а сидеть на своем законном месте.

другая особенность поста -- земные поклоны, которых должно быть не десяток-другой, а хотя бы несколько десятков ежедневно (в будние дни; по уставу их бывает чуть больше 300). всего проще, когда есть возможность присутствовать за богослужением, и это богослужение совершается (чего, увы, почти нигде нет) с соблюдением устава о поклонах. если такой возможности нет, то очень желательно, например, делать 50 земных поклонов на келейном правиле (в будние дни).

но главная особенность поста -- задавание совершенно определенного корма уму. камертоном можно взять, как это и предлагает церковь в первые 4 дня поста, Великий Канон Андрея Критского (он продается в виде отдельной брошюрки, часто с объяснениями). голову надо все время прополаскивать изнутри чем-нибудь библейско-экзегетическим и аскетическим. это достигается двумя путями, из которых чтение -- лишь второй, а первый -- богослужение. нужно поэтому стараться хотя бы настолько понимать богослужение, чтобы разбирать слова. очень хорошо служить великопостные службы, хотя бы некоторые, дома самому (если нет возможности пойти в церковь), а если нет даже возможности служить -- хотя бы прочитывать их тексты.

если так, не борзяся, но не косня, подходить к посту, то это будет самое легкое, веселое и вообще самое лучшее время года. так что, боюсь, станет жалко, что уже наступает Пасха :-)

возсия весна постная!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments