мне ужасно нравится наш курс.
как ни странно, но никого из тех, с кем я общался неформально и за пределами химфака, даже из тех, кто при этом в СПб., -- не было. кое-кто фатально работал, несмотря на воскресенье. ин ша Алла, мы всё же повстречаемся как-то иначе.
еще человек 10 после окончания успели отойти в мир иной. из них один -- 2 дня назад, инфаркт или что-то вроде; он собирался придти. еще некоторое количество живут за границей -- но они прислали очень замечательные письма для всех (а кое-кто и мне лично писал). было человек 40.
однако: именно этот состав однокурсников я воспринимаю как родной. у многих куча разных проблем из области моей профессиональной деятельности... коротко говоря, давно пора было с ними встретиться. (до этого всё мое химическое общение шло только по кафедре коллоидной химии, где все были старше меня -- хотя бы на год, но старше; поэтому я знал старшие один-два курса лучше, чем свой).
надеюсь, что всякие собранные тут материалы еще объявятся в интернете. например, кой-какие фотки юных времен, в т.ч. мои :-)
1. история для моего смирения
рассказана про меня.
в лаборатории органического синтеза, 3-й курс, 1981-82 учебный год: лаборант объясняет нам, как обращаться с приборами: "это холодильник на шлифах (такая сложная вся из себя стеклянная хреновина) -- его надо не разбить. обычно студенты разбивают, а потом говорят не 'я разбил', а 'он разбился'..."
немного погодя, я -- обращаясь к тому лаборанту: "он разбился..."
(комментарий для самооправдания: ужосс! как это я мог! столько этих холодильников у меня было с 7-го класса, когда я ими соседей на коммунальной кухне пугал!.. и ведь не бились! но, хоть и очень смутно, припоминаю нечто подобное).
лаборатория органического синтеза была еще незабываема своим запахом (органических растворителей: кто любил, тот любил, -- как все мы, химики; но вонь была изрядная, от всей одежды и на весь учебный год. когда кучка наших однокурсников собиралась в домовом храме Духовной академии, где было принято снимать пальто, мы старались собираться в одном углу храма, чтобы меньше вонять на окружающих -- ладан это дело не перешибал. еще нам тогда говорили преподаватели, что чем приятнее пахнет вещество, тем более оно ядовитое).
2. история из цикла "знай наших"
из всех собравшихся только у одного мальчика ребенок поступил на химфак, сейчас заканчивает первый курс. про этого ребенка такая история.
когда он учился в 9-м классе, он как-то между делом говорит папе, что именно его -- а не маму -- приглашают в школу. (папа, разумеется, там был до этого не более раза и много лет назад). зачем -- не знаю. папа приходит, и классный руководитель спрашивает прямо: что будем делать с унитазом?! папа слегка растеривается. учительница говорит: а, так вы сначала сходите посмотреть унитаз, а потом мы поговорим. папа идет смотреть унитаз, но смотреть там уже особо нечего: от унитаза остается не более 10 см от уровня пола; впрочем, куски фаянса просматриваются вмонтированными в потолок.
папе сразу становится всё понятно (тут все слушатели, даже я, тоже всё поняли). дома он спросил у сына только одно: где ты взял натрий?
сыну были выданы деньги, с которыми он был послан в магазин за унитазом самостоятельно.
мораль: сам папа проделал то же самое, когда был не в 9-м, а в 10-м классе школы, т.е. на год позже. акселерация ускоряет неминуемое воздаяние!
комментарий: бросать металлический натрий в унитаз -- редкий школьник может устоять перед таким искушением. если количество металлического натрия невелико, то дело ограничивается брызгами и шипением. если побольше -- то еще и брызгами фаянса от унитаза.