Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Слово в среду первой седмицы поста

на литургии Преждеосвященных даров.
(это последняя "старая" проповедь; остальные будем стараться вывешивать вовремя; правда, сегодняшней уже не успели вывесить :-).


Слово после литургии Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого Поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы впервые в этом посту причастились Святых Христовых Таин. Это происходит именно в среду первой седмицы, на литургии Преждеосвященных Даров. И хотелось бы немного сказать о том, для чего это нужно, для чего нужно нам причащаться не только в воскресные дни, а еще и на литургии Преждеосвященных Даров. Конечно, это обязательно для тех, кто может, потому что кому-то Бог дает возможность вот такого, кому-то не дает; но те, кому Он дает возможность, просто обязаны это делать. Почему? Потому что в Причастии нам подается абсолютно все, что нам полезно. И самое главное, что там нам подается, - это наша причастность к Телу Христову. Именно через это мы христиане, и все, что может быть нужно для христиан, иначе как через Причастие не может быть нам подано.
Но в разные периоды нашей жизни у нас разные потребности могут выступать на первый план. И пост - это такое время, когда для нас особенно важна потребность покаяния. Конечно, покаяние и оставление грехов - это не самое великое, что совершается в Причастии. Но это совершается и совершается всегда, и это очень важно. Что самое великое и самое главное из того, что совершается в Причастии? Это само наше соединение с Телом Христовым, то, что мы через это становимся обоженными так же, как Бог стал вочеловеченным, т.е. насколько - а именно, совершенно - Бог становится Человеком, то настолько же и мы через Причастие и через жизнь, которая соответствует Причастию дальше, становимся Богом, оставаясь совершенным человеком, подобно тому, как и Бог остался совершенным Богом. Это, конечно, самое главное. И вот, это мы празднуем особенно в воскресенье. И потому вот воскресенье - самое главное христианское торжество, это каждую неделю такой праздник, это мы празднуем само Царствие Небесное, что мы в нем находимся, и поэтому, конечно, мы причащаемся - и для этого, и поэтому.
Но в Великий пост мы продолжаем, конечно, думать и об этом, и Канон Андрея Критского, который мы все время сейчас читаем, он тоже нам об этом говорит: он говорит нам не о том, чтобы мы просто покаялись и очистились от наших грехов, а он говорит нам о том, чтобы мы стали умом, зрящим Бога, новым Израилем, что и мы можем совершить великое, т.е. действительно наше спасение и обожение, через Крест Христов, и другие такие вещи, - т.е. он именно призывает нас к такому покаянию, которое ведет нас к обожению. Но все-таки прежде всего в дни Великого поста мы сосредоточены не на обожении, а именно на своих грехах и на покаянии. И здесь тоже очень велико значение Причастия, т.е. именно оно и есть решающее. Потому что, когда мы каемся перед Богом, это хорошо, но этого еще обычно, если только Бог не ставит нас в какие-то исключительные условия, недостаточно, чтобы наши грехи очистились. Надо, чтобы мы еще покаялись на исповеди. Но и этого недостаточно. Потому что кто исповедуется просто, тот не получает окончательного оставления грехов, даже если он исповедуется искренне и полно. Потому что исповедь сама по себе, как и всякое таинство Церкви, еще недействительна и неполна, если нету Евхаристии. И исповедь действительна только для того, кто причащается. И поэтому мы и исповедь свою, и покаяние, и Великий пост постоянно подкрепляем Причастием. Это не значит, что после каждой исповеди мы обязаны причащаться, но значит, что мы все время и исповедываться, и причащаться.
И молитвы, которые связаны с Причастием на литургии Преждеосвященных Даров (в основном, правда, их читает священник в алтаре), они как раз и сосредоточены именно на том, как попаляет грехи Причастие. Потому что Причастие - это тот самый угль, который в видении пророка Исаии был дан ему Богом, а именно, явившийся ему серафим дал ему угль в уста, который опалил грех его уст и очистил его уста таким образом. И вот, именно таким углем называется Причастие. И даже у многих восточных христианских народов сама частица Причастия называется словом "уголь" - имеется в виду тот самый уголь, который видел Исаия. Именно это поминается на литургии Преждеосвященных Даров. И вот, принимая Причастие на литургии Преждеосвященных Даров, мы должны прежде всего - и именно об этом нам говорит Богослужение - вспоминать этот уголь, вспоминать, точнее, что то, что нам сейчас преподается, это вот и есть этот угль, который дается нам в очищение наших уст. И именно для того, чтобы мы могли и дальше совершать наше покаяние, чтоб мы дальше видели наши грехи и чтобы мы очищались, для этого нам как раз и нужно Причастие. Не надо думать, что мы должны стать сначала святыми, а потом причащаться, или сначала, там, должны во всем раскаяться и потом причащаться. Такого не бывает. Потому что покаяние - это тоже дар Божий, который без Причастия не дается. И поэтому мы должны стараться всегда и особенно во время поста причащаться, и для этого и служится во время поста литургия Преждеосвященных Даров. Спаси, Господи!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments