Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

появилось с кем поговорить по науке

так что я пошел.

вот об этих вопросах:

Доказать то, что утверждают королевские саги, лично мне не предтавляется возможным - если доказательство не будет заключаться в следующем: "В сагах написано, значит так оно и было".

доказать это можно только в двух случаях: 1. если появятся новые источники (но их нет), 2. новые методологии для обработки старых (а вот их -- есть: критическая агиография Делеэ--ван Эсбрука. ее никто никогда не прикладывал к др.-русскому материалу, а там есть, к чему приложить(ся)).

Потом, что означает "варяжский по христианской идеологии"? Т.е. что Вы подразумеваете под словом "варяжский" для конца 10 - начала 11 века? = "скандинавский"? Но тогда как быть с крещением самой Скандинавии...

вот это и есть вопрос в корень: я именно и хочу сказать, что крещение Скандинавии (осуществленное двумя конунгами с одним именем Олав: Трюгвасон и Харальдсон, ака Святой) и крещение Руси -- это один и тот же "проект". он не имеет ни малейшего отношения к христианскому Западу той поры (конунг Хакон воспитанник Адельстайна был западно-христианским, но он и не поимел к крещению Скандинавии ни малейшего отношения).

реконструкция "варяжской христианской идеологии" образца 10-11 веков -- это и есть задача на повестке дня. в историографии эта идеология слишком сильно забита более поздней -- конца 12 и особ. 13 века, когда пошло латинство. для выполнения этой задачи нужно посмотреть также и на саги (королевские и еще некоторые) как на агиографические легенды -- т.е. опять тем же методом. скандинависты обычно рассматривали их в рамках методологии позитивизма образца 19 века, и это создавало изрядную путаницу...

теперь переходим к очень важному:

Из тех источников, что мне известны, мне не представляется возможным говорить об "ориентации на Херсон". Да, культ Климента - но это ли сама по себе "ориентация"? Тогда в конце 11 века была ориентация на Бари в связи с широким рапространением культа Николая Мир-Ликийского. И т.п.

разница между культами Климента в Десятинной церкви и Николая в 11 в. -- в их статусе. культ Климента был главным государственным культом, что-то вроде местной "редакции" культа Богородицы (говорят -- Титмар Мерзебургский (опять по памяти говорю), -- что в Десятинной церкви был предел Климента). это был культ апостола, крестившего данную землю (т.е. Киев мыслился как продолжение Херсона). он вытеснился в Киеве другим культом -- но не Николая, а апостола Андрея. это было в середине 11 века, но и то не сразу... (о культе Андрея в Киеве есть хорошая статья Чичурова, один вариант ее на русском, др. -- забыл, на каком, но опубликован в 1992 г. в Фессалониках у Тахиаоса; однако, Чичуров не знает ничего специфического про культ Климента).

аналогично с Климентом в Норвегии (Олав Трюгвасон строит чуть ли не первую церковь в честь Климента).

косвенно такое отношение к Клименту проявляется не в посвящениях главного собора государства, а в количественной распространенности церквей Климента. это заметно по Болгарии и по Скандинавии. по Скандинавии есть специальные работы, т.е. археологи еще в 1960-е гг. обратили внимание на этот культ в Скандинавии.

итак: "ориентация" -- это выбор апостола для своей земли. в Херсоне это был Климент, в К.поле -- Андрей. в Киеве сначала выбрали Климента (тем самым признав себя частью Херсона), а потом переметнулись к Андрею. следы этого -- в ПВЛ, которая содержит взаимоисключающие утверждения (о посещении Киевских холмов Андреем и о том, что ни один апостол не посещал этих мест; последнее повторено и в Житии Бориса и Глеба, и в Похвале Иакова мниха св. Владимиру).

в Скандинавии на раннем этапе христианства имело место такое же присоединение к (Киевско-)Херсонской традиции. разумеется, в 13 веке всё изменилось.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments