Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Титмар о Киеве и Клименте


http://141.84.81.24/thietmar/edition/text.html?
VII, 74, p. 489
это здесь. критич. издание выложено он-лайн. нет возможности скопипэстить, поэтому кратко: мощи св. Климента -- Владимир положил в центре храма в Киеве, по совету жены.

если принимать это сообщение буквально, то тут сказано, будто главный храм Киева при Владимире (т.е. Десятинная церковь) был мартирием Климента.

однако, у Титмара все сведения не из первых рук (см., в частности, А.В. Назаренко, Др. Русь на международных путях..., глава о Владимире как новом Павле), поэтому такое сообщение нельзя принимать tel quel. однако, как показывает тот же Назаренко, Титмар воспроизводит идеологию Киева того времени. тогда его сообщение следует понимать так, что мощи св. Климента были в Киеве главной государственной святыней.

вот тут и время вспомнить о задаче реконструкции той идеологии, которой Десятинная церковь служила. такая идеология традиционно формулировалась (во всей византийской икумене) в слове епископа на освящение соотв. храма. такое слово сохранилось для Киевской Софии -- это Слово о Законе и Благодати Илариона (что блестяще показал Константиныч в статье в Византинороссике 1 (1995)). для Десятинной церкви его просто не могло не быть (это была обязательная часть ритуала), но оно не сохранилось. вот тут и начинается предмет исследования.

...потому как такие эпохальные произведения почти не могут исчезнуть бесследно. обычно они сохраняются в виде обрывков внутри агиографических традиций.

пока у меня есть сырая гипотеза, что главным резервуаром этих традиций стало Предание о строительстве Успенской церкви Киево-Печерского монастыря (в начале Киево-Печ. патерика), причем, в той его части, которая обычно считается (думаю, справедливо) происходящей из утраченного Жития Антония (конец 11 в.). ранняя утрата этого Жития (уже в 13 веке -- почти невиданная библиографическая редкость) может быть объяснена только искусственным выведением его из оборота, т.к. там была совсем неприемлемая для уже 12 века идеология. (о Житии Антония есть хорошее недавнее исследование Ю.А. Артамонова, Средневековая Русь 3 (2001); кстати, никто не знает этого Артамонова?).

Житие Антония (а, возможно, другие источники тоже) приписывало культу Успенской церкви мощную варяжскую составляющую -- причем, выдержанную строго в скандинавской агиографической традиции культа обоих (sic!) Олавов (в частности, история с серебряным крестом -- это, как я думаю, тот самый крест, о котором есть специальное чуда Олава Харальдсона от 1054 г., и который был помещен в кафедральном соборе в Нидаросе, там же, где мощи этого Олава; а также "Якун", т.е. Гакон, как имя злодея в агиографии Инглингов -- скандинавский аналог "Декия" и т.п., неправильно ему подбирать конкретное историческое соответствие). однако, там есть один сюжет, который никак не мог иметь отношение к какому бы то ни было монастырю: передача царских инсигний (венец! -- м.б., и еще некоторые инсигнии). такое было бы уместно и даже необходимо только в одном случае: если строится главный собор нового христианского государства -- т.е. именно Десятинная церковь (тоже Успенская, между прочим).

если в Десятинной церкви был изначально положен царский венец, полученный от варягов, -- то это означает, что саги не врут о действительной роли Олава Трюгвасона в крещении Руси. также вполне очевидно, что уже при Ярославе Мудром этот венец нужно было куда-то по-тихому вынести, а потом он пришелся как нельзя кстати для церкви Успения в К.-П. монастыре. вот именно такие идеологические повороты обычно камуфлирует та агиография, которая занимается реликвиями и, особенно, инсигниями царской власти.

пардон за сумбур. в мыслях у меня это лучше, но тоже пока плохо. изложил именно как сырую гипотезу.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments