Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

philosophia byzantina


юноше, обдумывающему житье, -- паки о частной природе.
наконец, в мои руки попала -- как оказалось, очень важная -- статья из экзотического журнала: Kimon Giocarinis, Eustratius of Nicaea's Defense of the Doctrine of Ideas // Franciscan Studies 24 (1964) 159--204. разбор очень подробный и с неоплатонистическими параллелями, хотя последние, увы, не младше Прокла (плюс Пселл и Итал, из которых первый почти не был издан на тот момент).

Автор, с одной стор., показывает, что то, что западные ученые назвали у Евстратия "номинализмом", было уже у Плотина и является в неоплатонизме общим местом, но, главное, собственное представление Евстратия об идеях -- это именно "мои" частные природы.

вот резюме из соотв. раздела статьи: "The universal we predicate of individuals is a whole-in-the-part and in separation from particulars it exists only as a concept". Автор не находит прецедентов для этого учения (в том числе, у Прокла, за которым Евстратий следует в основном, -- в учении о существовании идей в божественном уме; но это идеи в др. смысле слова).

совершенно очевидно, что напрашивается-таки исследование об этой философской традиции (думаю, она общая у всей линии Евстратия--Итала--Пселла). сделать надо бы вот что:

1. теперь уже можно о школе Пселла написать всерьез, тк. тексты изданы.

2. проверить мою гипотезу о изобретении этих понятий именно Аммонием Александрийским.

3. рассмотреть школу Аммония с максимальным вниманием к Иоанну Филопону.

4. рассмотреть паки (хотя я это сделал начерно) влияние школы Аммония на Евтихия К.польского и вообще на халкидонитское богословие 6-7 веков.

на этом техническая работа закончится, и можно будет поставить вопросы -- об истории этой школы с 8 по 11 века. тут пока есть лишь наброски в связи с Иоанном Грамматиком.

очевидно, нужно скорее издавать анонимное опровержение второго иконоборчества, в котором сохранились те самые три цитаты из Иоанна Грамматика (но там очень трудночитаемая рукопись, да и ксерокс плоховатый. оригинал -- в Б-ке Эскуриала, в Мадриде). тут есть очень интересная, но сложная работа для филолога.

но еще надо бы получше почитать всякие схолии Арефы философского содержания, основная часть которых опубликована не так давно.

еще мне смутно кажется, что этой школой мог быть обусловлен конфликт между Стефаном Никомидийским и Симеоном НБ.

первоочередная задача, как мне кажется, -- это пп. 2 и 3, сразу оба. для этого достаточно знать всех неоплатоников и прочесать комментаторов Аристотеля. все тексты на ТЛГ, лишь бы человек их читал грамотный.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments