Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

из текущей жизни


"никак не ожидал" (с)
вообще-то я сейчас занят агиографическими легендами о царях Загвейской династии, но к ним в пандан идет один небольшой трактатец, написанный против Загвеев в жанре анти-жития (псогос), -- Богатство царей. вообще говоря, там содержится обоснование обряда царского миропомазания, и был он написан по какому-то случаю в позднюю эпоху. мне БЦ интересно исключительно древней легендой, изложенной в преамбуле и более никак не доступной. а "никак не ожидал", что придется кое-что сказать о самом трактате. поучительнейшая история.

его впервые издал в 1900 г. Б.А. Тураев по двум ркп. Британского музея, с исследованием, которое потом многие цитировали, а для русской литературы (С.Б. Чернецов) оно было нормативным. потом, в 1906 г., Уоллис Бадж издал еще 1 ркп., но без всякого исследования, а потом, в 1965 г., Huntingford издал текст с новым исследованием. Тураева он, причем, не знал, но в основу своего издания положил те же самые две ркп. + издание (не саму ркп.) Баджа + сведения еще об 1 ркп. и еще 1 ркп. амхарского перевода.

кое в чем интерпретация текста у Тураева убедительней. кроме того, у Тураева это издание в полном смысле слова, а у Huntingforda -- фотовоспроизведение 1 ркп. с разночтениями по второй и по изд. Баджа.

но вот какой казус:

текст датируется по упомянутой в нем дате от сотв. мира. Тураев прочитал ее (так и издал) как 7160 г., что дает (для эфиопского летоичисления) 1667 РХ. это год смерти царя Василида и восшествия на царство Иоанна I. про миропомазание последнего мы ничего особо не знаем, но, можно думать, что трактат был уместен.

и вот тут оказалась такая подлянка:

Хантингфорд прочел ту же самую дату как 7260, т.е. на 100 лет позже -- 1767/8 г. РХ. (очевидно, так же прочел и Бадж, чьего издания нет под рукой). недостаток издания Хантингтона -- фотографическое воспроизведение текста без типографского -- тут оборачивается достоинством, т.к. его чтение легко проверить прямо по одной из ркп. разумеется, он прав, а Тураев пропустил одну эфиопскую цифирку -- "2" (графически это дериват греческой "виты"). видимо, Тураев неправильно переписал от руки ркп., сидя в Британском музее, а потом и не заметил своей ошибки при колляции со второй ркп. (повторяю, Тураев использовал те же 2 ркп., что и Хантингтон). вообще-то, с Тураевым такие небрежности случались нередко, поэтому его книжка по эфиопской агиографии и публикации эфиопских житий довели до белого каления П. Коковцова, разразившегося ядовитейшей рецензией. обычно мы утешались тем, что он зато смысл понимал издаваемых памятников, но вот этот казус бьет и по смыслу.

Хантингтон совершенно точно нашел, в чем был смысл трактата: он был приурочен к 12-му году царствования Иоаса I, когда этот царь вдруг решил принять царское миропомазание, о чем есть рассказ в его царской хронике под 25 тахсаса 7260 (= 1 янв. 1768). хроника эта издана по-русски в переводе С.Б. Чернецова.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments