Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

  • Music:

сегодняшняя проповедь

под впечатлением от "Скворешника" (главным образом, но не только), куда я хожу уже три дня.


Слово после литургии Преждеосвященных Даров в среду преполовения Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня продолжается седмица Крестопоклонная и именно сегодня, в эту среду, -- преполовение Святой Четыредесятницы. И всю эту неделю на середине храма лежит Крест для того, чтобы напомнить нам, для чего мы подвизаемся. Что такое крест? Крест - это то, что мы должны взять, чтобы следовать за Господом, согласно Его словам. Но как это происходит? Обычно мы пытаемся в нашей жизни делать что-нибудь для нашего спасения, а потом натыкаемся, что на это у нас нет здоровья, для этого у нас нет средств, для этого мы должны жить в других условиях, чем те, в которых мы живем, еще для чего-нибудь у нас нет еще чего-нибудь… И так вообще непонятно, что мы делаем, - как будто бы даже ничего и не делаем. А надо помнить все-таки, что целью нашей является не сделать ту или иную вещь, пусть как-то даже и спасительную для нашей души, даже такую вещь, как стать монахом - хотя она очень спасительна для души, но и это никак не может являться целью нашей жизни. А целью нашей жизни является исключительно одно - стяжание благодати Святаго Духа. А чтобы это делать, надо в той ситуации, в которой мы в данный момент уже оказались, извлекать всякую пользу из нее. Потому что не без промысла Божия, а исключительно только для нашего спасения и промыслом Божиим мы попадаем в ту или иную жизненную ситуацию.
А как извлекать пользу из каждой конкретной жизненной ситуации? Это как раз и означает "взять свой крест", потому что в каждой конкретной жизненной ситуации у нас какой-то крест. И например, некоторые из нас больны и испытывают физические страдания; некоторые, может быть, больны душевными болезнями и испытывают тоже страдания - душевные, вместе с физическими; некоторые другие вроде бы и здоровы, но их мучит всякая тоска и невозможность как-то жить, как они считают правильным, - т.е. может быть, действительно это для них правильно, но они не могут так жить. И это все надо принимать, прежде всего, как средство для стяжания благодати Святаго Духа. Т.е. средством является именно отсутствие средств, именно присутствие всяких препятствий - боли и тому подобного. Потому что, если мы потерпим те наши препятствия, которые сейчас мы встречаем, то мы как раз еще раньше, чем мы успеем их преодолеть, стяжаем на этом благодать Святаго Духа. Если кто не верит, то он должен вспомнить вот что - что все мученики становятся мучениками только по дару Святаго Духа. Потому что дар Святаго Духа - это благодать, которая делает мучеников мучениками и дает им все терпеть ради Христа. Но это действует не только тогда, когда кого-то заставляют отречься от христианской веры, хотя для нашего времени даже и это актуально, - а это действует всегда, когда человек начинает что-то терпеть Христа ради - хотя бы вот сидение на одном и том же месте; неинтересную работу, которую однако надо делать, делать и делать; само собой разумеется, физическую боль и душевную боль, всякие болезни. Потому надо вот на все на это смотреть прежде всего как на крест и не стараться, чтобы это кончилось, потому что послано это нам для нашего спасения, а стараться, чтобы Господь нам даровал благодать Святаго Духа, которая бы сейчас позволила бы нам это терпеть, а потом бы, главное, осталась с нами и которая бы осталась с нами в будущем веке - вот что самое важное.
Но конечно, этим не исчерпывается значение того, чтобы нести свой крест. А говорит об этом же другими словами апостол Павел: "друг друга тяготЫ носите, и тако исполните закон Христов". И какое это, в частности, имеет значение? Такое, что когда мы видим собственную немощь - что мы хотели бы сделать что-то такое душеполезное или полезное нашим ближним, а мы никак этого сделать не можем, - то мы тогда можем понять и их, т.е. мы должны понять и их: почему они по временам, когда нам кажется, что они должны сделать то-то и то-то, что это очень легко, что мы бы непременно так сделали (может быть, мы бы и на самом деле непременно так сделали), а они делают вместо этого какие-то совершенно несусветные и плохие вещи, не могут делать хорошего. Вот здесь надо быть снисходительным. Потому что либо они понимают, что надо сделать это хорошее, но однако же на самом деле не могут, потому что у них бывает такая немощь; либо немощь их такова, что они не могут даже и понять, что это надо. И во всяком случае, мы будем лучше понимать, что у других людей вообще бывают какие-то немощи, когда у нас они у самих будут, и мы поймем, что они есть у нас. И вот тогда мы сможем как-то относиться к ним в соответствии с этими словами апостола Павла: "друг друга тяготы носите".
И поэтому что самое главное надо понять в том, чтобы носить крест? То, что те обстоятельства, в которых мы уже оказались, сколь бы скорбными они ни были, - они нужны не для того, чтобы нам перейти потом к другим обстоятельствам, может быть, более веселым, а совсем для другого - чтобы стяжать благодать Святаго Духа, которая исключительно этим самым крестом может стяжеваться и больше ничем. И поэтому, если мы просим у Господа, чтобы Он нас помиловал, чтобы Он нам даровал Святаго Духа, чтобы Он нас научил разуму, вообще дал нам всяческого ума, - а тем более, мы еще и смирения по временам просим у Господа Бога, - то значит, мы должны понимать, что этим мы сами для себя просим скорби и унижения. И когда наша молитва бывает услышана, то мы должны из этого понимать, что Господь Бог слышит наши молитвы действительно и имеет о нас попечение. И тогда помощь Божия нас не оставляет, и мы достигнем, благодатию Божиею, горнего Иерусалима. Аминь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments