Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

память вл. Аверкия

вчерашняя проповедь. ее передача по мылу сопровождалась следующим диалогом:

Татьяна: Проповедь получили?
Я: Да, но только вчерашнюю. А завтрашняя?

Да, плохие у меня секретарши -- не могут расшифровать моих проповедей на недельку вперед, чтобы потом не опаздывать! ну, ничего: тут главное -- не складывать крыльев, а работать, работать, работать!..


Слово после литургии Преждеосвященных Даров, накануне дня преставления архиепископа Сиракузского и Троицкого Аверкия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Мы начали вторую половину Святой Четыредесятницы, и сейчас самое время вспомнить о том, что мы хотели сделать в этой Четыредесятнице, чего не успели, и постараться как-то хоть немножко научиться поститься, научиться молиться и научиться хоть какую-то часть времени своей жизни посвящать Богу, а не проводить ее в хлопотах по работе, семейным всяким и даже всяким праздным делам. Может быть, научиться поменьше смотреть телевизор, и это уже было бы хорошо.
А кроме того, завтрашний день - годовщина кончины одного праведного епископа -Владыки Аверкия Джорданвилльского, который умер в Америке в Джорданвилле в 1976 г. Он был епископом Русской Зарубежной Церкви в то же время, когда Первоиерархом был святой Митрополит Филарет, который умер позже, в 85-м году, и которого наша Церковь прославила во святых как великого исповедника Православия и борца с ересью экуменизма. И Владыка Аверкий был одним из тех, немногих, надо сказать, епископов, которые его хоть как-то понимали и помогали по возможности. И Владыка Аверкий, хоть и не всегда понимал Митрополита Филарета и его, так сказать, ближайшее окружение, не всегда он, может быть, достаточно тонко разбирался в догматике, но зато он понимал хорошо именно то, с чего вообще начинается православное христианство - что нельзя быть, как все.
Его проповеди, которых вышло четыре тома, они именно и говорят о том, что нельзя быть, как все. А "как все" бывают православные христиане, когда они равняются на других православных: что вот, мол, и мы вроде как-то живем, и они живут, и мы будем так же жить, - и поэтому-то и получается, что распространяются всякие ереси. Но раньше, чем могут распространиться ереси, та же самая ересь экуменизма, распространяются другие вещи, которые просто сводят на нет нашу христианскую жизнь: когда, например, поститься начинают кое-как… Начинается все с того, чтобы ради какого-нибудь дня рождения съесть какого-нибудь "майонезика", как особенно любят говорить: "там только одна ложка, да его и не чувствуется в салате"… Если его не чувствуется, так зачем его класть? А если его все-таки кладут, значит "его чувствуется". И вот, это вот гораздо хуже, чем поесть мяса, потому что это просто человекоугодие; или вообще из-за какого-то лакомства безумного нарушаются такие основные церковные установления, как пост. Владыка Аверкий учил, что нельзя в таких вот мелочах прежде всего уступать.
Ну, а кроме мелочей, конечно, есть вещи и поважнее, о которых вообще в нашем христианстве забыли совершенно думать. Так, Владыка Аверкий был чуть ли не единственным из всех, кто имел возможность публично проповедовать широко и писать в церковных газетах, а не просто там что-то на ушко на исповеди говорить (Владыка Аверкий все время печатался в газете "Православная Русь", главной газете Зарубежной Церкви, которую читала вся русская эмиграция), и кто при таких возможностях выступать публично писал о том, например, насколько важен подвиг девства.
То православное христианство, которое было распространено в эмиграции русской да и вообще во всем мире, оно даже как-то и не рассматривает, вообще просто забыло думать, что именно девство является главным путем христианской жизни. Обычно считается, что в монахи идут только те, у кого, там, "жизнь не сложилась", кому никак не жениться, не выйти замуж, или кто овдовел; а вот чтобы без монашества жить в девстве в миру, так это вообще не моги. И любой, так сказать, нормальный батюшка на приходе скажет, что так делать нельзя, потому что… Почему - он так и не объяснит никогда, особенно на святых отцов не сошлется. Потому что "так нельзя", вот и все. Вот единственное объяснение. Но все это, конечно, не только глупости, но это богохульство. Потому что, конечно, главным в Церкви путем жизни остается девство. Как объясняет Владыка Аверкий, именно в том, что так ополчился современный мир, и в том числе не только протестантский какой-нибудь мир, но и наш, так сказать, мнимо-православный, на добродетель девства, именно в этом и проявляется огромное отступление нашего мира от самых элементарных христианских понятий, с которыми вообще мы начинаем быть христианами. И в этой ситуации даже невозможно и ожидать, чтобы дальше в нем сохранялась православная догматика. Естественно, что она, может быть, постоит, как карточный домик, а потом непременно рухнет.
И вот, поэтому мы должны быть благодарны Владыке Аверкию, что он в свое время напоминал эти основные истины православной веры, и должны понимать, что и для нашего времени они не устарели. А Владыку Аверкия стоит перечитывать - не так, как какого-то отца Церкви, который обо всем писал правильно, и ошибок у него быть не может (у Владыки Аверкия они не только могут быть, но и есть), - но как человека, который действительно показывал путь настоящего православия: не быть как все (пусть даже "все" - это имеются в виду все православные), а быть так, как Господь велит. Вот тогда мы и будем, "как все" - как все святые. Аминь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments