Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

еще на суицидальные темы

Наполеон с лотка продает ордена,
Медали и выцветший стяг.
Ван Гог хохочет: "Нет, ты - не император,
Я знаю, ты - просто коньяк!
...Анна Каренина просит всех покинуть перрон
И не устраивать сцен -
Все равно поезда никогда не уходят
Из уездного города N.


1. На чем -- самом главном -- основана вся "моя" идея: Господь никого не оставит, кто Его ищет. В т.ч., не оставит помереть раньше времени.
2. Таким людям дОлжно и можно помочь и человеческими средствами (которые тоже от Бога).
3. Самым главным из таких "человеческих" средств является самое нечеловеческое: молитва. пока человек сам молиться не умеет (а, в некотором смысли, почти никто -- "не умеет"). т.е. надо и ему учиться молиться, и о нем надо молиться.
4. Что дает молитва (в таких ситуациях)? Помогает человеку правильно сориентироваться и страхует его от крайностей: т.е. молитвой реально удержать от данной конкретной попытки самоубийства, либо сделать так, чтобы попытка оказалась "неудачной"; можно и просто облегчить слишком тяжелое состояние. (Почему такие молитвы бывают услышаны -- см. п. 1; из того же пункта следуют ограничения данного метода).
5. Чего не дает молитва? Молитва о другом человеке (а не его собственная) -- не может его сделать другим человеком; если бы это было возможно, то Господь Бог не дожидался бы наших молитв, а, поди, сразу бы и сделал. Поэтому молитва о человеке действует аналогично медицинским средствам (тем, что применяют к моим самоубийцам): помогает снять симптоматику, но не может искоренить болезнь.
6. Какие еще есть человеческие средства (кроме медицинских)? Главное из оставшегося: создать среду, которая бы не была и не воспринималась бы как агрессивная. Отсутствие такой среды обычно и сводит на нет все усилия медиков, которым обычно удается преодолеть депрессии и т.п. тяжелые невротические состояния, но не удается изменить весь мир, в который самоубийца по-прежнему не может вписаться. (А такие состояния возникают почти у всех самоубийц, хотя и не совсем у всех: ведь, пока дойдешь до жизни такой, много чего в человеке поломается).
7. Какая среда может не восприниматься как агрессивная? -- Только среда "своих". "Свои" -- это люди с такими же проблемами (на любой стадии их решения или неразрешимости), а также очень немногие другие, которые таких -- понимают (хотя бы в основном понимают).
8. Главная проблема с п. 7: такую среду очень трудно структурировать. Она должна стать главной и для жизни в реале, так что тут не хватит ни интернета, ни телефона. Иногда разумный вариант -- вступление в брак, но, как правило, это не работает (желающий и, главное, реально способный прожить в браке с "моими" кадрами должен обладать разными слишком специфическими, т.е. редкими, качествами, а, в то же время, у "моих" далеко не всегда сохраняется хотя бы теоретический интерес к теме брака). Более универсальное решение (но тоже недостаточное даже и в тех случаях, где оно уместно) -- создание какого-то неформального сообщества, но весьма плотно прошитого горизонтальными связями (т.е., в противоположность хорошему монастырю, здесь не должно быть замыкания всех контактов на лидере, хотя тут без лидера тоже не обойтись). Для кого это средство совсем не годится: для тех, у кого их главный механизм защиты от мира -- отказ от всяческой серьезной коммуникации -- дошел, как минимум, до стадии тяжелого невроза.
9. Зачем нужны "горизонтальные связи" в п. 8 и какое вообще средство структурирования среды -- универсальное? -- Вот к этому-то я и вел с самого начала: кто-то должен брать каждого самоубийцу "под личную ответственность" -- в том смысле, чтобы все его личные проблемы считать своими, и не на временной основе, а обязательно на постоянной. Это совсем не поощрение инфантилизма, а вовсе наоборот -- ведь и родители, если они правильно воспитывают, то они получают на выходе самостоятельного человека. Думаю, что это единственный способ разбить специфическую иллюзию одиночества во враждебном мире (называю ее иллюзией только потому, что нельзя быть одиноким там, где есть Бог; если же Бог "не в счет", то это и не иллюзия).
10. Описанное в п. 9 может совпадать с духовным руководством, но, понятное дело, только в частных случаях. В обычных случаях это дело светское, которое может исполняться и монахами, но лишь на правах "послушания" (как род монашеского послушания это будет аналогично воспитанию детей, а отчасти и уходу за больными).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments