Литература [вопреки обыкновению, библиографический список будет длинным: это список литературы, достаточный (по моему мнению, разумеется) для самостоятельного вступления на поприще изучения иудео-христианской апокалиптики с особым вниманием к календарным и литургическим аспектам]: ALBANI 1994; The Jewish Apocalyptic Heritage in Early Christianity / Ed. By James C. VANDERKAM and William ADLER (Assen—Minneapolis, 1996) (Compendium Rerum Iudaicarum ad Novum Testamentum. Section III: Jewish Traditions in Early Christian Literature. Vol. 4); Apocalypticism in the Mediterranean World and the Near East. Proceedings of the International Colloquium on Apocalypticism. Uppsala, August 12-17, 1979 / Ed. By D. HELLHOLM. 2nd ed. enlarged by Supplementary Bibliography (Tübingen, 1989); Mysteries and Revelations. Apocalyptic Studies since the Uppsala Colloquium / Ed. by J. J. COLLINS and J. H. CHARLESWORTH (Sheffield, 1991) (Journal for the Study of the Pseudepigrapha. Supplement Series, 9); C. KAPPLER et collaborateurs, Apocalypses et voyages dans l’au-delà (Paris, 1987) (Études annexes de la Bible de Jérusalem); Jean CARMIGNAC, Le Mirage de l’Eschatologie. Royauté, Règne et Royaume de Dieu… sans Eschatologie (Paris, 1979) [очень много интересных идей, при всей спорности]; Adela YARBRO COLLINS, Cosmology and Eschatology in Jewish and Christian Apocalypticism (Leiden—N. Y.—Köln, 1996) (Supplements to the Journal for the Study of Judaism, vol. 50); Ch. ROWLAND, The Open Heaven. A Study of Apocalyptic in Judaism and Early Christianity (N. Y., 1982) [очень важно для понимания места апокалиптики в раннем христианстве]; J. J. COLLINS, Daniel: A Commentary on the Book of Daniel. With an Essay “The influence of Daniel on the New Testement” by Adela YARBRO COLLINS (Minneapolis, 1993) (Hermeneia: A Critical and Historical Commentary on the Bible); Studies in the Book of Jubilees / Ed. by M. ALBANI, J. FREY, A. LANGE (Tübingen, 1997) (Texte und Untersuchungen zum antiken Judentum; 65); M. E. STONE, Fourth Ezra: A Commentary on the Book of Fourth Ezra (Minneapolis, 1990) (Hermeneia: A Critical and Historical Commentary on the Bible); Rivka NIR, The Destruction of Jerusalem and the Idea of Redemption in the Syriac Apocalypse of Baruch (Atlanta, 2003) (Society of Biblical Literature. Early Judaism and Its Literature, Nr 20); Nicolas SED, La mystique cosmologique juive (Paris—N. Y., 1981) (École du Hautes Études en Sciences Sociales, Études juives, 16) [запоздалое издание работы 1969 г., сохраняющей интерес и поныне]; Michael Dov SWARTZ, Liturgical Elements in Early Jewish Mysticism: A Literary Analysis of Macaseh Merkavah. PhD Diss. NY University / Res. Advisor L. H. Schiffman (1986). University Microfilms International, Ann Arbor, MI, no 86-26916 [неопубликованная диссертация, доступна на микрофишах; за прошедшие с тех пор почти 20 лет работы в этом направлении почти не продвинулись; публикаций по этой диссертации тоже не было]; P. PRIGENT, « Et le ciel s’ouvrit » . Apocalypse de Saint Jean (Paris, 1980) (Lire la Bible, 51); P. PRIGENT, L’Apocalypse de Saint Jean (Lausanne—Paris, 1981) (Commentaire du Nouveau Testament, XIV) .
(продолжение следует :-)
просто этот список рекомендуемой литературы хочется поскорее сбросить и не думать.