Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Слово на Вербное воскресенье

сегодняшняя проповедь


Слово в Неделю Ваий (Вход Господень в Иерусалим)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодняшний праздник называется "Вход Господень в Иерусалим", и это название, хотя, конечно, и правильное, но не совсем точное, потому что Господь входит не просто в Иерусалим, а проходит по Иерусалиму прямо в храм, и входит Он именно в храм и там изгоняет торгующих и, таким образом, очищает храм и говорит, что "дом Мой наречется домом молитвы". И именно это вхождение в храм и является главным смыслом праздника, потому что Господь, войдя в храм, его заменил Сам Собою. Потому что об этом храме Господом в другом, правда, случае сказаны слова: "Се, оставляется дом ваш пуст". И когда храм остался пуст, то прошло некоторое время, и он был уничтожен. А тот храм, которым стал Сам Господь, он никогда не будет уничтожен, потому что этот храм как раз воскрес, и этот храм дается нам, и мы сами в него входим через Евхаристию, и про него в Апокалипсисе сказано, что это скиния (скиния - это то же самое, что храм), "скиния Бога с человеками", т.е. Тело Христово - это тот новый храм, нерукотворенный, в котором Господь с человеками, который будет всегда, и который является новым Иерусалимом и храмом Нового Иерусалима. Хотя в Новом Иерусалиме нет особенного храма, потому что все там является храмом. И это самое первое значение праздника.
Но недаром в тропаре этому празднику поется так: "Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя" - т.е. удостоверяя еще прежде Своего страдания (подразумевается страдание и воскресение) не просто то, что Ты Сам воскреснешь, но общее - то, что все, воскреснут, общее воскресение, - "из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже". Т.е. воскрешение Лазаря, оно не только удостоверяет будущее воскресение Христово, но еще более очевидно - и это еще важнее - удостоверяет общее воскресение, т.е. то, что все когда-то воскреснут. И именно поэтому встречали Христа с пальмовыми ветвями, и мы сейчас тоже держим ветви. Что это за ветви?
Эти ветви относятся к другому празднику - празднику Кущей, одному из трех самых главных иудейских праздников, еще ветхозаветных. И в этот праздник каждая семья ставила палатку такую за городом, которая тоже называлась кущей (потому что куща или скиния - это и палатка) и которая, как это понималось еще до Христа, знаменовала воскресение плоти, воскресение всех. Потому что наша собственная плоть, которая должна будет воскреснуть, - это тоже наша скиния. Но если мы христиане, то она не просто наша скиния, а она является скинией Божией. И потому, вот как тогда, на праздник Кущей, положено было воздвигать эти палатки и, в знак победы над смертью, которой является воскрешение плоти, прообразованное вот этими палатками, в знак победы носили эти ветви пальмовые, так вот и сейчас Христа встречают с пальмовыми ветвями - именно как Победителя смерти, и победителя смерти не только Лазаря и не только как имеющего воскреснуть, но и как победителя смерти всего человеческого рода.
И наши тела, которые воскреснут, и уже сейчас, пока они еще даже не умерли, являются храмом Божиим. И поэтому апостол Павел говорит, что "разве вы не знаете, что вы - храм Божий?" - и дальше продолжает, что "если кто-то осквернит храм Божий, то того уничтожит Бог". По-славянски так: "Аще кто храм Божий растлит, растлит того Бог". И потому, если мы приобщились Телу Христову и сами стали Его храмом, то мы должны все время помнить, что мы являемся носителями святыни. А как обращаться со святыней? Как причащаться? Мы это хотя бы отчасти представляем себе. Даже дотронуться до нее могут только священники и только в определенные моменты. Но именно по отношению к этой святыне каждый христианин, независимо от пола, потому что "во Христе Иисусе несть мужеский пол, ни женский", как говорит апостол Павел, независимо от пола -каждый христианин является священником. И это и есть истинное священство Нового Завета, которое принадлежит абсолютно всем христианам. И вот, если мы живем в храме Божием, которым является наше тело, и являемся священниками, то отсюда мы должны делать все остальные выводы - как мы должны жить в остальном. И также мы должны делать выводы, что с нами будет, если мы будем жить иначе.
Потому что вспомним в Ветхом Завете, вспомним в Новом Завете - что было с теми, кто пренебрежительно относился к святыне? Что было с осквернителями святыни: как разверзалась под ними земля, и они пропадали под землю; как они попалялись огнем с неба; и как всячески оставлены были те недостойные священники, которые распяли Христа. Конечно, прежде всего, именно им мы уподобляемся, если мы, будучи христианами, продолжаем грешить, и особенно если совершенно сознательно себе позволяем увлекаться разными скотскими, прямо скажем, удовольствиями, - только для скотов они, может быть, и извинительны, потому что они так Богом созданы, и они удовольствия, в общем-то, в человеческом смысле даже и не получают, а просто они следуют своим инстинктам и страдают, когда не могут им следовать; они так запрограммированы. А мы, люди, запрограммированы совершенно не так, а если ведем мы себя, как скоты, то это не значит, что у нас будет одна общая участь со скотами, как некоторые сектанты учат, - будто грешники просто будут уничтожены и не получат никакой жизни, а мучения им не будет (так представляют это дело адвентисты), - а к сожалению, все дело будет еще хуже, и эти мучения обязательно будут там; и чтобы именно нас все-таки как-то образумить, чтобы нас не допустить до мучений на том свете, чтобы мы как-то затормозили и подумали о своей жизни, у нас начинаются какие-то мучения здесь. Потому что когда человек страдает, он начинает думать, что, может быть, он неправильно живет: "А как мне перестроить свою жизнь?" Конечно, это не ахти какие благочестивые мысли, по крайней мере поначалу, когда он просто не хочет страдать, но уже и это хорошо, потому что уже и это заставляет его задуматься о том, что, может быть, он живет как-то неправильно; и очень многие, начиная вот именно с этого, приходят к чему-то большему.
И вот, теперь подумаем, что нам осталось в ближайшие дни. В ближайшие дни уже, собственно говоря, и нет настоящего поста, потому что есть особенный период - Страстная Седмица, - который уже не входит в Св. Четыредесятницу, который весь посвящен воспоминанию Страстей Христовых, и который мы тоже должны посвятить этому, чтобы эту часть своей жизни небольшую, всего несколько дней, посвятить тоже максимальному участию в смерти Христовой, для того чтобы с Ним и воскреснуть. Только тогда праздник для нас будет по-настоящему праздничным, а не глупым весельем каким-то, а то, может быть, даже и не весельем, как это бывает у людей, которые встречают праздники нецерковно.
И вот, что надо сделать к празднику? Некоторые люди почему-то считают, что надо убрать квартиру, напечь куличей и наварить яиц. Конечно, это неплохие занятия. Ни про одно из них нельзя сказать, что оно греховное, и вообще, конечно, лучше это делать, если есть возможность. Ну, а как понять, есть возможность или нет возможности? Обычно считается так, что вот, если я могу это сделать, значит, возможность у меня есть. А чтоб пойти, например в церковь, это - ну, некогда, надо уборку сделать, надо… куличи - они долго пекутся… Так вот, уборку надо делать в своей душе прежде всего. И потому главное - это именно участвовать в церковных богослужениях, а не печь эти безумные куличи, которые заменяют все богослужение и даже причастие на Пасху - что просто уж вообще стыдно сказать. Чтобы не объесться куличами на Пасху - это нельзя, а чтобы причаститься на Пасху - об этом никто не думает. Т.е. я надеюсь, что все будут к Пасхе готовиться к причастию, а не к тому, чтобы наесться куличами. А если подготовишься к причастию, то куличей тоже можно поесть, потому что к этому готовиться как раз специально не надо. А если у кого-то нет куличей, так их сейчас можно купить в магазине, и это гораздо лучше будет. Хотя, может быть, по вкусу это и хуже. Но тут Господь воздаст в Царствии Небесном, может быть, за недостаток вкуса кулича земного. Вот если все для того, чтобы провести Страстную Седмицу, как положено (т.е. участвуя во всех богослужениях), сделано, и еще остается время, - тогда можно сделать уборку, тогда можно спечь куличей. Я надеюсь, что все постараются не столько печь куличи, сколько все-таки причащаться. Спаси, Господи!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments