Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Un lytdybr paroissial


накопились всякие примечательные истории, которые надо сюда слить. порядок -- хронологический.

1 несколько дней назад приходила в храм просить у меня прощения незнакомая женщина -- средних лет и в слезах. оказалось, что знакомая (но зрительная память у меня -- хуже некуда: не всегда узнаю ближайших родственников). больше года назад я причащал в больницах, дома (если не ошибаюсь), а потом отпевал ее старого отца, которого я и присоединил к Церкви. при этом самой женщине внушалось, чтобы и она как-то воцерковлялась -- а она обещала, но волынила, а потом запропала, хотя иногда звонила секретарю нашего прихода передавать мне поздравления с праздниками... оказалось, что она стала ходить в МП, а ее "вина" передо мной -- что она приглашала МПшного священника служить панихиду на могиле отца. она, бедная, переживала, что не может в этой "вине" исповедаться МПшным попам.

мне было интересно, почему же она пошла в МП, если понимала (ну, хоть кое-как) различие. оказалось, потому и пошла, что понимала. как она объяснила, "у меня вся жизнь -- борьба, и я не хочу, чтобы и в церкви была борьба". т.е. ей нужна церковь без борьбы -- она правильно почувствовала, что принадлежность к нашей церкви подразумевает какую-то конфликтность, хотя рядовые прихожане нашего храма не могут ее почувствовать непосредственно на своей шкуре (пока, по кр. мере). конечно, таких случаев у нас довольно много, но обычно подобные люди проскальзывают как-то по касательной. а тут впервые -- столь длительная экспозиция и возможность снять столь подробные показания.

для кого вообще нужна МП? -- почти для всех верующих людей. т.е. для всех нормальных верующих людей. у людей много всяких неприятностей "в реале", а церковь им нужна, чтобы "отдохнуть душой". церковь -- это место отдыха, а не конфликтов. конечно, тогда правильно идти в МП, а не к нам.

христианство -- это война, а МП -- это место отдыха для домохозяек и дом престарелых. suum quique.

2 одна моя знакомая вспомнила один свой глупый поступок и назвала его вторым по глупости в ее жизни. он состоял в том, что она в середине 90-х от своей большой зарплаты давала довольно много раз по 100 $ одной своей знакомой на ее лечение, причем, понимая, что та ей много врет. потом выяснилось, что лечение состояло в операции по перемене пола, которую, таким образом, она в основном и профинансировала.

мне стало интересно узнать, а какой же поступок тогда по глупости -- первый? выяснилось: став православной, она, по неофитству, дала кассету с записями СашБаша, чтобы ей записали туда иеромонаха Романа! -- да, вот это -- настоящий эталон, сразу и глупости и "православного" вкуса. хотелось бы на его основе ввести какую-нибудь единицу измерения "православного" идиотизма; можно дать ей неплохое название -- 1 ир, в честь иером. Романа...

3 и 4 в одном флаконе. началось с того, что сегодня в нашей церкви на службе появилась моя химическая однокурсница, с которой я не виделся года, эдак, с 84 или 85 (закончили мы химфак в 84), а учились мы вместе даже не 5 лет, а 7, начиная с малого химфака. году к 82 верующих на нашем курсе была целая стайка. мы обычно ходили в домовую церковь при Духовной Академии (где тогда ректором был горячо нами любимый нынешний митр. Гундяев), где нужно было раздеваться в гардеробе. это было сразу удобно и неудобно. неудобно -- потому что от нас ужасно несло органическими растворителями (мы как раз тогда проходили лабораторию органического синтеза, а это обеспечивало устойчивый запах от одежды и тела на весь учебный год ! нам, впрочем, этот запах нравился, хотя вряд ли он мог быть нетоксичным), и даже ладаном этот запах было не перебить. поэтому мы, в "худшие" времена, обычно держались стайкой, образуя специальный такой вонючий угол в академическом храме.

у этой моей однокурсницы наметился кризис в отношениях с МПшными попами, и она стала обходить храмы -- и только наш ей сразу показался родным. то же самое было с ее мамой, которая "во время оно" преподавала немецкий язык в Духовной Академии. она и пришла сегодня вместе с мамой и с одним из ребенков.

на химфаке у нее была еще одна подружка. оказалась, что и она сейчас смотрит на выход из МП, по той же причине. когда-то, в 83 г., две эти химические девочки дружили с Юрой Кочетковым, а я тоже с ним дружил, но "по линии" другой компании... очень хорошо помню, как мы все вместе были на его диаконской хиротонии на Благовещение 83 г. (узок, узок тогда был "круг": почти все сегодняшние антагонисты тесно общались в юности...)

...и неожиданно в эту идиллическую картину вторглось совсем неожиданное: оказалось, что мама этой моей однокурсницы и, само собой, она сама -- ближайшие родственники Сергия Страгородского (девичья фамилия мамы -- Страгородская). они считают, что выжили физически (т.е. мама и ее отец) и остались верующими лишь благодаря его молитвам и обращаются к нему как к святому. вот так: МПшного патриотизма нет, экуменизма нет, а сергианство -- есть, хотя отнюдь не теоретическое (они не представляют себе канонических аспектов деятельности их родственника, но просто считают, что он "отдал кесарю кесарево"). теперь они "будут думать" (мама однокурсницы сказала, что не будет спать ночь).

а я предложил им такое рассуждение: если Сергий неправ -- то он тем более нуждается в их молитвах, а они тем более обязаны о нем молиться, если столь многим ему обязаны.

честно сказать, я бы ужасно хотел, чтобы мои одно(и не одно-)курсники обращались. как-то я мало их ценил, пока учился, а с годами стал ценить своих химических знакомых все больше и больше, да и сходиться с ними стал все ближе и ближе. одну девочку, которая училась на нашей кафедре коллоидной химии годом старше, мне уже пришлось крестить, причащать и похоронить. мне даже пришлось ей объяснить, что нужно думать, когда умираешь; "даже" -- это потому, что сам-то я никогда так не умирал, чтобы со 100%-ной вероятностью.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments