Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

о "странствии Владычнем" и др. высоких материях

слово на Великий Четверг

Слово на Великий Четверг

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, в Великий Четверг, Церковь продолжает воспоминание Страстей Христовых, страданий, но в то же время сегодняшний день - единственный день на Страстной Седмице - это день праздника, хотя праздника и посреди страданий. Потому что праздником является воспоминание установления Евхаристии, таинства причастия, которое совершается Церковью именно в этот день, в Великий Четверг. И поэтому существует благочестивый русский обычай, чтобы все, по возможности, причащались в этот самый день, в Великий Четверг. И хорошо, конечно, что собрались здесь в некотором количестве прихожане наши и причастились.
Что означает установление Тайной вечери? К этому нас уже готовили другие богослужения Страстной Седмицы, особенно во вторник, но еще более, конечно, богослужение сегодняшнего дня. Евхаристия - это брачный пир Жениха, Которым является Христос, или по-другому - пир Агнца. И именно об этом говорила нам притча о десяти девах, которую вспоминали во вторник, где допущенные и не допущенные на браки допускались, собственно говоря, именно в Царствие Небесное, которым и является Евхаристия. Евхаристия - это Царство Небесное. И потому в каноне, который вчера был на утрени, она называется пиром, который Премудрость приготовила всем, кто хочет к Ней придти на пир, как говорится в книге Притчей Соломоновых: "Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь (а дом - это, конечно, Церковь), закла Своя жертвенная (а это речь о Евхаристии), раствори в чаше Своей вино (опять о Евхаристии)" и всех призвала тех, кто требует премудрости, премудрости Божественной, тех, кому она нужна. Потому что человек должен понимать, если он не совсем безумный, что премудрости ему как раз и не хватает, и придти к Божественной Премудрости.
Но и еще яснее в другом песнопении сегодняшнего дня говорится о том, что сегодня совершается. Это ирмос 9-й песни канона, который сегодня за литургией тоже пелся вместо "Достойно есть". Это, может быть, не очень понятный текст по-славянски, и поэтому я его объясню. "Странствия Владычня и безсмертныя трапЕзы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся", - начинается так. "Странствия Владычня". Что это такое? Странствие - это переселение из своего дома куда-то в другое место. Человек находится в странствии - это славянское и греческое слово означает, что это не тогда, когда он где-то путешествует, а тогда, когда он находится на чужбине. Господь находится на чужбине, когда Он приходит к нам. Потому что Он пришел в человеческий род, стал человеком, что не было свойственно Ему по естеству. По естеству Ему свойственно было и осталось быть Богом. А Он стал еще и человеком. И это означает, что Господь, придя к нам и воплотившись, оказался на чужбине. И вот это означает Его странствие. "Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, приидите насладимся". "Безсмертная трапеза" - это, конечно, Евхаристия, в которой Он, уже будучи в странствии, стал плотью и дает нам Свою плоть в Евхаристии, которая тоже, значит, относится к Его странствию. А причащаемся мы ей "на горнем месте". Что такое горнее место? По буквальному смыслу этих слов речь идет о Сионской горнице - о возвышенном помещении, где и совершена была первая Евхаристия. Но здесь для того и воспомянуто это историческое событие - установление Евхаристии, - чтобы указать на некую другую горницу, которая еще более горняя, чем Сионская горница, и которая находится на небе. И поэтому нам предлагается в этом песнопении приступить к ней "высокими умы", т.е. высокими умами. Ум по-славянски - то же самое, что дух. И мы должны возвыситься духом, чтобы войти в истинную Сионскую горницу, не в ту, которая в Иерусалиме (до сих пор что-то там на ее месте осталось), а в ту, которая находится в Царствии Небесном, где по-настоящему и совершается Евхаристия. И именно туда призывает нас Господь. "Высокими умы приидите насладитеся, возшедша Слову, от Слова научившеся". "Возшедша" - это значит поднявшегося. Применительно к дому на Ближнем Востоке говорят не "войти в дом", а "подняться в дом", потому что все дома делаются на некотором возвышении от земли. И речь буквально здесь идет вроде бы о том, что Господь поднялся в Сионскую горницу. Но мы уже знаем, что Господь не просто поднялся в Сионскую горницу, а поднял с Собою нас, и не в земную Сионскую горницу, а прямо на небо, в Царствие Небесное. И что там дальше происходит? "Возшедша Слова, от Слова научившеся". Что это вошел Логос Божий, что это вошел Сын Божий, Слово, - вот этому мы должны научиться, т.е. узнать это от Самого Слова, Который Сам пришел и Сам нам это сказал. Это очень важно. Мы не можем этого узнать ни от каких людей, хотя бы и самых заслуживающих доверие, ни из каких книг, хотя бы даже и из Евангелия, ни из икон, хотя бы и самых истинных и написанных в православной Церкви в православной иконописной манере. Все это очень хорошо, но окончательно об этом узнать, о снисхождении Божия Слова, таким образом мы не можем. А можем узнать только тогда, когда Сам Господь нам это скажет. А скажет Он нам это тогда и удостоверит нас в этом, когда Он сам будет в нас. И именно только это бывает в Таинстве Евхаристии. Потому невозможно говорить о настоящей вере во Христа ни у кого, кто еще не участвует в Евхаристии; хотя, конечно, среди тех, кто еще не участвует в Евхаристии, есть оглашенные, за которых мы молимся за каждой литургией и сегодня тоже молились, и в нашем приходе тоже такие есть, которые еще не причащаются, еще готовятся только к причастию. И конечно, они уже веруют во Христа, но эта вера во многом является желанием уверовать. А вера с удостоверением такая именно в воплощенного Бога - не в то, что Бог есть и Он помогает конкретно тебе, а именно в то, что Бог воплотился, и мы уже сейчас начинаем жить с Ним, чтобы потом в Царствие Небесное пойти, - эта вера не может иметь никакой другой основы, кроме как Самого Христа, т.е. Евхаристии. Потому что чтобы верить в воплощение Христово, надо ему приобщиться, а приобщиться ему можно только тогда, когда оно будет совершаться не в ком-то там, даже и не в Иисусе, а именно конкретно в нас.
Потому не было бы спасительным для нас воплощение Христово, если бы Бог стал человеком в Иисусе Христе, и этим бы дело ограничилось. А какой был бы толк кому бы то ни было другому, даже и апостолам? Ведь даже апостолы Петр и Павел - это не Христос. И если только в Христа воплотился Бог, то непонятно, какое это может иметь отношение к апостолам, а тем более уже и к нам. Поэтому Господь не останавливается на том, что Он воплотился, а завершает это таинство в том, что Он дает Свое Тело нам, чтобы мы тоже стали Его Телом, и чтобы вся Церковь, все верные православные христиане стали Телом Христовым. И тогда уже действительно мы и спасаемся. Потому что Тело Христово - это уже и есть Царство Небесное, никакого другого Царствия быть не может, потому что у Христа только одно Тело, и Тело Божие - это и есть спасение; и приобщаемся мы не иначе этому спасению, как через Евхаристию. И именно поэтому так важен сегодняшний день, именно поэтому Церковь делает сегодня особенный праздник, хотя, казалось бы, праздновать неуместно, пока совершается воспоминание страданий Христовых. Именно поэтому мы должны все время причащаться, и я еще напомню, что такое - все время причащаться.
Конечно, все мы знаем и помним правило Вселенского Собора Шестого, что тот, кто более трех недель сам себя добровольно отлучает от причастия - просто не причащается не потому, что он не может, а потому, что ему лень сходить, или он не считает нужным, - этим он свидетельствует свое полное отпадение от Церкви и уже считается от Церкви отлученным, и может придти к причастию не иначе, как понеся какую-то епитимью и показав достойные плоды покаяния. Но мы также должны вообще понимать, что раз в три недели причащаться - это, конечно, в любом случае очень плохо. Это просто крайний срок, который установлен канонами. А вообще, причащаться нужно тогда, когда служится литургия. И в любом празднике, в частности, в воскресном дне, самое главное - это именно причастие, именно Евхаристия. И поэтому также существует другое правило, еще Апостольское правило, которое запрещает мирянам, точно так же, как и клирикам (клирикам - 8-е Апостольское правило, мирянам - 9-е) присутствовать на литургии, не причащаясь. Причащаться - это наш именно долг. И более того, есть еще правило 2-е Сардикийского Собора, которое устанавливает наказание мирянам за то, что они присутствуют на литургии, не причащаясь. И это наказание точно такое же, как Апостольское правило 8-е устанавливает для клириков, т.е. отлучение от Церкви, пока не явят плодов достойных покаяния, и тогда чтобы уже причащались. И поэтому не надо думать, что если в дореволюционной Церкви это не соблюдалось, то значит теперь эти правила устарели. На самом деле история показала другое: "устарела" сама дореволюционная Церковь. Где она сейчас? Почему она называется до-революционной? Потому что Господь, конечно, этого нечестия многолетнего не вынес, и просто люди, которые считали себя православными христианами, и многие из них искренне, - они просто фактически отпали от Церкви и променяли ее на обещания земли, к тому же и ложные, потому что крестьянам землю обещали и не дали. Но за это обещание они пошли за безбожниками, и безбожников в правителей они себе взяли, защитили их в гражданской войне, которую для них выиграли, и совершенно не посмотрели на то, что православного Царя бросили погибать в руках у этих безбожников.
Но конечно, понимая все это и стараясь так жить, чтобы причащаться часто, мы должны еще вот что понимать: как это в нашу собственную жизнь вписывается? Многие из нас, может быть, настроены (и это очень несправедливо), что причастие - это какое-то особое время, которое мы из своей жизни, можно сказать, выбрасываем, из повседневной жизни, - ну, или другими словами, мы, наоборот, его посвящаем чему-то очень возвышенному; но главное, что это не нормальная наша жизнь - подготовка к причастию: тут должен быть такой очень жесткий перелом, оставление наших обычных занятий и так далее. Это глубоко неверно. Потому что, конечно, если человек живет вообще нехристианской жизнью, то для того, чтобы начать христианскую жизнь, ему надо как-то подготовиться, действительно переломить свой быт, подготовиться к причастию и потом уже причаститься. Это все правильно. Но человек, который христианин, а не отпавший от Церкви, он не должен жить так, чтобы его быт был нехристианским. Он должен все время, в каждый момент своей жизни - я уж не говорю: каждый день, а именно в каждый момент, - готовиться к причастию. И здесь дело не в посте; как раз специальный пост перед причастием совершенно не обязателен. Вот, будет, например, сейчас Светлая Седмица, и там вообще поститься запрещено. А есть правило VI Вселенского Собора, которое мирянам предписывает как обязанность причащаться на Светлой Седмице. Не то, что можно причащаться, а можно не причащаться, а вот, если техническая возможность есть, физическая, то обязаны причащаться. Такое правило Вселенского Собора, которое никто отменить не может. Хотя в Русской Церкви до революции, как многие знают, было запрещено причащать взрослых, а только детей на Светлой Седмице. Но это, конечно, все ужасное беззаконие, которое, слава Богу, в прошлом. И поэтому здесь дело не в посте, а дело в том, что надо смотреть, чтобы не совершать греховных поступков, не заниматься такими делами, которых потом стыдно. Потому что если думать, что потом там когда-то еще не скоро будешь каяться за все вместе, то не так стыдно будет тот же самый телевизор смотреть или дурацкие фильмы. А когда готовишься как-то и собираешься каждый день, то как-то это делаешь все поменьше. И вот, это первое, в чем подготовка к причастию. А дальше она должна заключаться в том, чтобы каждый день вспоминать свои грехи, каяться перед Богом мысленно и как можно чаще прибегать, конечно же, к причащению и исповеди - чего да и подаст нам всем Господь. Аминь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments