Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

ответ Елене

вот на это:

Было поставлено 2 главных темы, которые я считаю совершенно разными: об иеромонахе Романе и об МП.

Мое отношение к и.Р. нисколько не зависит от его религиозных воззрений и тем более от того, в какой он церкви. Отторжение у меня он вызывает чисто эстетическое -- как, например, репертуар радио "Русский шансон", хотя и по другим причинам. Мне кажется, что между творчеством и.Р. и настоящей поэзией такая же пропасть, как между той же наст. поэзией и стихами, которые советские инженеры пишут друг другу по случаю дней рождений. По отношению к такой поэзии, как у о. Романа, православная тематика воспринимается мною как лично для меня неприятный маркетинговый ход (хотя я не сомневаюсь в его искренности). просто многие люди, пошедшие в православие, хотят продолжать слушать бардов, а бардов подходящих не было; но нашелся... но я бы предпочел, чтобы слушали бардов "обыкновенных", т.е. светских (понятно, лично я вообще предпочел бы слушать рок и даже панк :-).

Впрочем, это всё эстетство, и я написал об этом лишь для того, чтобы ответить на Ваш вопрос. На самом деле, я не против того, чтобы люди любили то, что мне эстетически неприятно. Что касается того переживания Православия, которое изложено у о.Р., то я далеко не нахожу его оригинальным; тут, на мой взгляд, лучший эталон -- это писатель Шмелев. против такого православия я ничего не имею эстетически, но я в него абсолютно не верю и считаю ложной религией.

наконец, когда я предлагал ввести единицу измерения ИР, я не имел в виду ничего религиозного, а одну только эстетику. тут уж всё м.б. достаточно субъективно: потому я и пишу об этом в дневнике, а не в статье. тем более, что 1 ИР, как я предлагал, это не любовь к о.Роману как таковая, а именно готовность сменять на него СашБаша :-) Иными словами, это готовность сменять нечто по-настоящему глубокое (пусть и неправославное), на блестящую фольгу от православия.

Тема МП была мною задета в очень косвенном развороте: не в том отношении, истинная это церковь или нет, а в том отношении, на кого они ориентируются (в массе) как участники рынка религиозных товаров и услуг. это вещи, которые изучаются социологами (с участием экономистов), а религиозного ничего в них нет. они могут быть интересны для профессионалов в соответствующих областях, как светских, так и несветских.

Но Вы заговорили о моем отношении к МП по существу. Оно очень простое. Оно никак не связано ни с чьими моральными качествами, равно как и духовными проблемами. более того, на данном этапе истории оно уже не связано с сергианством (как, например, когда мы видим разложившийся труп, нам не нужно знать, умер ли человек от рака или от инфаркта, чтобы убедиться, что это труп; да, МП умерла от сергианства -- но это уже не столь актуально для понимания того, чем МП является сейчас).

"моя проблема" в том, что я поверил в Православие св. Григория Паламы и других святых отцов, и поэтому для меня никогда не было важно быть в одной церкви с теми или иными епископами, массами народа или моими друзьями по личной жизни. но зато очень важно -- быть с такими епископами, с которыми были бы в общении свв. Григорий Палама, Феодор Студит, Максим Исповедник...

теперь, что мы имеем в МП? -- ересь экуменизма: в словах и в делах, в том числе, в молитвах с неправославными, которые совершаются всеми епископами, а с 1994 г. даже официально разрешены собором. одни только подобные молитвы -- это, по канонам, извержение из сана и отлучение от Церкви, т.е. даже от сана мирян. это оскверняет точно так же, как жертва идолам.

может быть, Вы помните, что от Церкви считались отлученными даже те, кто вообще не приносил жертвы идолам, а лишь покупал за деньги справку, что он такую жертву приносил, и, причем, делал это под страхом смерти (в гонения Декия, 3 век, когда каждый житель Римской империи был обязан бросить ладан на языческий жертвенник и получить об этом справку). тогда что говорить о нынешних экуменистах? и что говорить даже о тех "консервативных батюшках", которые ругают "ересь экуменизма" и своего собственного епископа, да и патриарха, но при этом продолжают их поминать за литургией как собственных епископов? "кукиш в кармане" -- эта хорошо нам знакомая форма протеста, увы, никак не предусмотрена канонами Церкви.

мне невозможно себе представить, что у всех этих людей -- не только еретиков-епископов, но и "консервативных батюшек" -- одна вера со святыми отцами. поэтому для меня вопрос решен.

конечно, это далеко не означает, что я отрицаю весь духовный опыт членов МП. благодать Божия действует и вне Тела Христова: если бы было иначе, то в Церкви не оказалось бы ни одного человека.

Поздравляю Вас с еще не вполне наступившим праздником:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !!!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments