Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

агиографические скорости

сверил историю о сухом дереве, которое послушник (Иоанн Колов) поливал три года: Иоанн Колов 1 = Sy gr / PJ XIV 4/3 = ; версия Уставов Иоанна Кассиана (4. 24) рисует рассказ так, как он передавался в 390-е годы в самом Скиту. версия патериков (где дерево зацвело) -- это всего лишь через несколько десятилетий, не позднее середины 5 века.
м.б. еще не случайно, что этой апофтегмы нет в саидском собрании, которое отражает одну из ранних (5 в.) форм греческого.
а вот как появляются реликвии: Сульпиций Север, Диалог I, 19:

XIX. 1. В этом же самом монастыре совсем недавно, как утверждали, произошло и то, о чем я хочу рассказать. Некий человек таким же образом пришел для поступления к тому же аббату. Когда ему было объявлено первостепенное правило о послушании и им было обещано постоянное и всяческое терпение, случайно аббат взял в руки прут сторакса 23, уже почти высохший. 2. Он воткнул его в землю и тому пришельцу поручил следующее дело: до тех пор поливать этот прут живительной влагой, пока не зацветет сухое дерево в сухой земле, что против всякой природы. 3. Пришелец, подчинившись повелению сурового предписания, каждый день на своих плечах носил воду, которую брал из Нила, [находящегося] примерно в двух милях [этого места]. И вот спустя год труд работающего все не прекращался, и не имел он надежды на плоды дела своего, однако в работе закалял добродетель послушания. Также и следующий год бесплодной работы обманул уже ослабевшего монаха. 4. И только с истечением третьего года, когда ни днем, ни ночью не прекращал [трудиться] водонос, прут зацвел. 5. Я сам видел деревце [выросшее] из этого прута, которое и поныне стоит во дворе монастыря, [своими] зелеными ветвями словно являя свидетельство, сколь много вознаграждается послушание и сколь многое может вера,. 6. Но мне бы не хватило и дня, чтобы описать разные чудеса, которые я разузнал о добродетелях святых.

Сульпиций написал этот текст около 403 г., пересказывая паломника Постумиана, который побывал в тех местах в 400 году (точно датируется по упоминанию оригенистских споров), всего через несколько лет после Иоанна Кассиана -- однако, в качестве того, что мы бы сейчас назвали туристом. он пересказывает своего местного гида. имя Иоанна Колова потерялось, зато мемориальное дерево появилось.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments