Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

С.Б. Чернецов -- In Memoriam

вчера ок. 23 час. умер Севир Борисович Чернецов -- мой учитель, эфиопского и не только, и один из немногих в мире (единственный в стране) специалистов по средневековой Эфиопии.
он болел раком, но чувствовал себя не так плохо, и мы надеялись, что он проживет еще года 3 или 4. такой срок ему давал один хороший профессор.
два последних дня я со дня на день собирался ему звонить, хотел в понедельник к нему приехать; он тоже про меня вспоминал в эти дни в разговорах с женой, хотел повидаться. а он именно в эти дни стал чувствовать себя хуже. впрочем, смерть все равно была неожиданной. и безболезненной: он потерял сознание во сне.
жена его, Милена Всеволодовна Рождественская (которая специалист по всякой др.-русской апокрифической лит-ре и дочка поэта Всеволода Рождественского и сестра своей сестры-близнеца Татьяны, специалиста по др.-рус. языку и надписям) -- держится прекрасно. только что с ней говорил по тлф.

к сожалению, С.Б. был сознательным атеистом и даже не был крещен. он также говорил жене, чтобы никаких религиозных церемоний на его похоронах не было. это не мешало ему сочувственно и с пониманием интересоваться моей бурной религиозной жизнью.

это был один из совсем немногих людей, которые реально повлияли на мое воспитание (пожалуй, он был последним в их числе: мы стали близко общаться только в 1990). это от него я усвоил пословицы вроде таких (о работе с информацией -- в науке, но не только): "хорошей свинье всё впрок", "свой глазок -- смотрок". он вообще был носителем всякого фольклора и профессиональным этнографом, а не только историком и филологом (впрочем, недаром же он был завсектором в Кунсткамере -- Музее этнографии им. Петра Великого -- и учеником Д.А. Ольдерогге). его главный учитель по этнографии, покойный В.М. Мисюгин, был вообще настолько оригинальным, что летом позволял себе жить в вигваме (построенном на вершине заброшенной водонапорной башни рядом со своей дачей в Ленобласти -- это чтобы людей зря не смущать; на высоте оно не бросалось в глаза) и одеваться тоже соответствующе, так что никто не мог отличить от индейца. С.Б. не был настолько же эфиопом, насколько Мисюгин индейцем, но колоритен он был вполне и очень даже.

еще СБ был одним из двух моих "старших товарищей" по науке: у которых можно научиться именно навыкам работы и обращения с материалом, каким бы то ни было, и вообще навыкам совмещения науки и жизни. вторым таким был (и есть, хотя ему за 85) Владимир Аронович Лившиц, наш великий иранист.

новость о смертельной болезни С.Б. пришла весной 2004 и стала для меня одним из худших событий этого года. тогда я был занят собиранием сборника в честь его 60-летия (прошедшего в 2003), и к тому времени у меня на руках уже был один Festschrift, превратившийся в процессе его собирания в Mémorial (Mémorial M. van Esbroeck, à paraître в этом году). второй FS не избежал судьбы первого -- превратиться в Mémorial. впрочем, я бы и так уже никогда и никому не стал собирать сборников в честь юбилеев. теперь у меня 2 таких попытки -- и обе неудачные (хотя сборники, я надеюсь, будут оба хорошими и выйдут еще в этом году).

вечная память!

всегда очень жалко, когда умирают эти шестидесятники (причем, я бы не стал делать различия между крещеными и некрещеными, т.к., как правило, от их крещености все равно толку мало -- только если родственникам утешение от религиозной церемонии). они жили как-то очень беззащитно и ничего не зная о.

PS может, кто из читающих знает в Бельгии Марину Бусыгину? надо бы ей тоже сказать. она начинала учиться эфиопскому у СБ. у нас с ней была связь только через Машу, которая тоже умерла.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments