Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

о Теле Христовом

проповедь в Неделю Фомину -- это было прошлое воскресенье.


Слово в Неделю Фомину

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем праздник, который многие даже не знают, потому что считается, что Пасха прошла, Светлая Седмица закончилась, и теперь уже праздники будут меньше. Но это не так. Сегодня совершенно особенный день, который называется Неделей Антипасхи, в том смысле (слово «анти» имеет несколько значений), что это «напротив Пасхи», нечто ей подобное, а именно, имеется в виду воскресный день, который очень подобен Пасхе. И потому богослужение этого дня, кто заметил, было совершенно особенным, потому что мы знаем, что в пасхальные дни в богослужении много пасхальных песнопений, поется пасхальный канон, но в богослужении сегодняшнего дня этого ничего нет, потому что тут все особые песнопения были, которые специально принадлежат этому дню и только один раз в год. Но конечно, в основном эти песнопения звучали на всенощной вчера вечером, а сегодня утром литургия — она и есть литургия, она только для того, чтобы причащаться, и почти ни для чего больше.
И вот, сегодня что мы празднуем? Мы празднуем восьмой день после Воскресения Христова, когда ученикам явился Господь второй раз, когда они опять сидели, как и за неделю до этого, в закрытой комнате, с закрытыми дверями, потому что боялись иудеев. Но Он прошел через закрытые двери, и теперь уже с ними был Фома, которого не было в первый раз, и который сказал, когда ему рассказали ученики о первом явлении Господа, что он поверит только тогда, когда сам это увидит и когда сам коснется Его ран. И вот, сейчас он сам это увидел, сам увидел воскресшего Господа, и Тот ему сказал, чтобы он поднес свою руку и коснулся ран от гвоздей и от копия. И мы сегодня читали об этом рассказ в Евангелии от Иоанна.
Такова история. А какой в этом догматический смысл самый главный? Вот какой. Господь явно показывает, что Он явился во плоти, что не просто видимость какая-то тела есть, которую можно наблюдать, но которая может быть типа галлюцинации, и на самом деле никакой плоти нет, — и действительно, потом явились многие еретики, которые так говорили, несмотря на уверение Фомино; но в основном Церковь этому уже никогда не поверила, хотя бы потому именно, что произошло уверение Фомино, что он потрогал и осязал. Конечно, это тоже, можно сказать, что не окончательное удостоверение, потому что бывают и осязательные галлюцинации, но тем не менее, это намного более удостоверительное. А настоящее удостоверение вообще не бывает, как мы знаем, от чудес, оно бывает от веры. От чудес оно может только так зародиться слегка, но никогда не может на них быть основано.
И поэтому нечто гораздо более важное явил Господь, а не просто то, что Он воскрес во плоти, в сегодняшнем дне. Он показал свойство Своей плоти воскресшей. Это свойство было, с одной стороны, божественное — проникать через двери. Это никак не свойственно человеческой плоти. Но с другой стороны, Он показал, что нормальные свойства человеческой плоти — быть ограниченной в каком-то пространстве, быть осязаемой, которую можно потрогать, которая где-то в определенном месте находится, а не всюду везде, — это тоже было сохранено плотью Христовой. И почему это так нам важно, мы можем убедиться из причастия. Потому что в причастии — та же самая плоть Христова, хотя на сей раз под видом хлеба и вина, а не под видом своим естественным, потому что только под видом хлеба и вина она может стать нашей пищей. Но тем не менее, это плоть Христова. И она так же разделяется, не разделяясь. С одной стороны, она удерживает свойства человеческой плоти быть разделяемой, и мы прекрасно знаем, что причастие разделяется на множество частиц; но с другой стороны, она удерживает божественное свойство неделимости, будучи плотью, потому что, разделяясь, Христос оказывается неразделяемым. А что это значит? — Что в каждой частице причастия, сколько бы их ни было, Христос находится не какой-то частью Своего Тела, а именно весь и целиком. Он остается целиком несмотря на то, что Он делится. Причем это неограниченное количество делений, а все равно Он будет весь целиком, потому что Он неделим как Бог, хотя Он делим как человек. И вот, это свойство Тела Христова очень связанно со свойством ограниченности и неограниченности. Как ограниченный, Он мог быть осязаем Фомой, а как неограниченный, Он проходил сквозь закрытые двери и стены. И вот, насколько это нам важно, говорит об этом именно причастие. Потому что если бы Тело Христово было бы другим, то не могло бы оно так преподаваться в причастии, как мы это сейчас видим и как мы это только что получили. Таков наиболее высокий и догматический смысл того, что сегодня происходило.
Но как всегда, мы не должны ограничиваться просто догматическим смыслом, а должны понимать все догматы еще и постольку, поскольку они относятся лично к нам, лично к тому, как спасаться каждому из нас, а не всем вообще православным христианам. И вот, здесь Христос показал нам, что воскресенье и жизнь во Христе, единство с Телом Христовым — это нетление, потому что Он воскрес в плоти, которая была нетленной. Хотя Он показал на ней следы, можно сказать, тления и разрушения, потому что язвы, т.е. раны эти, которые осязал Фома, — это, конечно, разрушение, но Он показал, что она нетленная и обладает свойствами не разрушаться и не разлагаться во гробе, потому что никаких признаков трупного разложения во Христе не было ни в этот момент, ни вообще когда-либо, даже когда Его только хоронили. И если западные еретики (например, есть такая картина Гольбейна «Мертвый Христос») рисуют Тело Христа с признаками начавшегося разложения, то это — ересь, которая осуждена в Православной Церкви. Никакого на самом деле разложения Тела Христова не началось, потому что оно оставалось соединенным с Божеством даже тогда, когда оно было разлучено с душой по причине смерти естественной, — но и тогда Божество не давало Телу истлеть. И вот это вот Господь явил, это нетление, которому и мы приобщаемся, когда сами соединяемся с Телом Христовым.
А для чего нам нужно приобщаться нетлению? А вот для чего. Потому что тление нашего тела — это есть то наследство, которое мы получили от наших прародителей, начиная с Адами и Евы. И тление этого тела постепенно воздействует на нашу волю и на наши желания, которые тоже начинают тлеть. Тлением произволения является грех, т.е. когда мы уклоняемся, по причине того, что мы и боимся боли, боимся какого-то разложения, стремимся к удовольствиям (что совсем уже плохо, но это так тоже есть), мы не можем из-за этого сопротивляться, как должно, греху, и поэтому все время грешим. Но Христос, приняв наше тело, которое было также тленно, Он оказался в другом положении, потому что Его произволение, Его личное желание — это было личное желание Сына Божия, которое никак не могло истлеть по причине того, что тленное тело на него воздействовало. И поэтому Христос исцелил в Себе тление естества, и поэтому мы, соединяясь с Телом Христовым, уже соединяемся с нетлением, и тогда уже наше естество не только не вовлекает нас в грех, но наоборот, укрепляет. И когда мы соединяем наш ум телом, соединением ума с сердцем, а, проще говоря — в молитве, то тогда мы от тела получаем освящение для нашего ума, потому что именно тогда наш ум, наш дух получает плоды причащения, и тогда действительно мы постепенно спасаемся, т.е. мы действительно отстаем от греховных навыков, и нам прощаются те грехи, которые мы совершаем. Вот почему это нам так важно.
И конечно, по этой же причине жизнь христианская настолько отличается от того, что люди ценят в миру. Потому что даже само слово «тление» и «нетление», особенно в греческом языке, это показывает. Потому что «тление» — это слово имеет значение в греческом и славянском языке не только «разложение» тела, но и (собственно говоря, это и не разные значения, а одно) «утрата девства». Потому что утрата девства — это и есть начало разложения тела. Так вот и учат святые отцы, и по-гречески это даже называется одним и тем же словом. И поэтому вот, соединяясь со Христом, мы восстанавливаемся в этом качестве, если мы его утратили. Но конечно, надо стремиться к тому, чтобы давать как можно меньше власти тлению над собой и над своим телом. Именно отсюда еще видно, что жизнь девственная является самой точной жизнью по Новому Завету, наиболее христианской, и конечно, тех, кто эту жизнь избирает, Господь всегда укрепит и укрепит их гораздо больше, чем других людей, которых Он укрепляет через какие-то мирские средства и просто, может быть, и не допускает им каких-то искушений, но зато они так и не преуспевают. Потому не нужно нам бояться жить не так, как все люди, а нужно бояться жить не по заповедям. Если мы будем жить так, как живет Христос, и выбирать лучшее из того, что предлагает Христос, то мы никогда не будем Богом оставлены и всегда будем получать самую большую божественную помощь, гораздо больше тех, которые не следуют советам Христа из какой-то боязни или из человекоугодия и тому подобных вещей.
Поэтому сегодняшний день должен быть для нас особенно праздником нетления, нетления Тела Христова, которое явлено воочию через уверение Фомы, и к которому Господь зовет нас всех приобщиться, и которому мы действительно приобщаемся, если только причащаемся сегодня и в другие дни нашей жизни Святых Христовых Таин. Аминь.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments