Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

методологическое замечание о "православной политике"

была такая мичуринская биология, раб Божий патролог Сидоров придумывает православную патрологию, а сейчас по всему жж споры о православной политике -- за кого надо быть православным христианам в случае разных политических конфликтов и войн.

в такой постановке для решения этого вопроса требуется духовный авторитет, аналогичный научному авторитету Т.Д. Лысенко.

в Православии принципиально не может существовать критериев для политических "лучше" и "хуже" в духовном смысле. на то есть промысел Божий. когда-то "гонения" -- это "лучше". например, для дореволюционной Церкви в духовном смысле был нужен не благочестивый император Николай II, а нечестивые сатанисты-большевики. может быть, это тезис спорный, но тогда спорить, пожалуйста, не со мной, а с Тем, Чьим попущением так и было устроено.

политика -- это такая же внешняя сфера жизни, как и медицина, математика, народное хозяйство и т.п.

во всех этих сферах жизни христианство говорит нам, что мы должны стараться делать так, как лучше.

но в христианстве никогда не содержится готовых рецептов того, что именно лучше. надо думать своей головой и молиться о вразумлении от Бога.

поэтому в войне между СССР и Германией православным христианам нельзя было только из религиозных соображений рассчитать, на чьей стороне им быть. нужно было выбирать из вполне земных политических расчетов и на свой страх и риск. разумеется, право на политическую ошибку было у всех, поэтому, независимо от правильности выбора, все выбравшие продолжали сохранять свою принадлежность к православной Церкви, если она у них была, а православная Церковь должна была стараться действовать по обе стороны фронта.

это всё -- привычная позиция для православия (еще в 1904 г. св. Николай Японский благословил подчиненные ему приходы Российской церкви в Японии молиться о победе японского оружия -- хотя сам он об этом не молился), и она стала забываться сейчас только из-за чрезвычайной идеологической ангажированности советской эпохи.

это важно помнить и для оценки ситуации на Украине: там, как и всюду, надо оценить чисто светские последствия тех или иных событий, а потом исходить из того, что и для Церкви лучше будет то, что лучше.

как сказал один авторитетный человек, которого как-то хорошо перевели на немецкий, политика должна быть Realpolitik. но тогда и нечего драматизировать духовные последствия от ошибок в ней.
Мне просто приятно знать, что ты меня читаешь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 106 comments