Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

Св. Кирилл и Мефодий и полезная мудрость века сего

вчерашняя проповедь

Слово в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, первоучителей словенских

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы и вообще все, особенно славянские, народы православные, но также и греки и не славяне совершают память святых Кирилла и Мефодия, которые очень почитаются — славянами особенно потому, что они их просветили православной верой, перевели для них книги библейские и богослужебные, и святоотеческие первые и оставили учеников (что самое главное), которые дальше уже просвещали их верой; а все прочие народы почитают их особенно потому, что, благодаря просвещению именно славян, во втором тысячелетии после Рождества Христова Церковь Православная устояла и не была мирскими всякими треволнениями поглощена. Потому что именно славянские Церкви во втором тысячелетии по Рождестве Христовом, а особенно Русская, были опорой для всего православного мира. И поэтому так почитаются не только славянами, но и всеми православными народами святые Кирилл и Мефодий, а не только греками, из среды которых они вышли. И конечно, тоже понятно, что все учащиеся в славянских странах считают особенными своими покровителями Кирилла и Мефодия — как просветителей.
Но почему удалось святым Кириллу и Мефодию сделать то, что они сделали? Потому что — что они сделали? Они ведь не просто перевели книги на какой-то язык. Они даже не просто, как другие миссионеры, обратили влиятельных людей языческих народов в свою веру, и вслед за князьями, стали обращаться и другие люди. Они фактически создали тот язык, на который переводили. Потому что тот язык, который они создали, с тех пор и называется у нас церковно-славянский, церковный язык. А исходили они из разговорного языка славян, некоторых из славянских племен, который совершенно не был приспособлен для выражения христианских понятий. И все эти понятия приходилось туда переносить из греческого. Фактически, это уже и получился новый язык. Поэтому когда мы сейчас слышим, что церковно-славянский язык непонятен, потому что он не является разговорным, — бывает такое (это, конечно, самое глупое из всех возражений против церковно-славянского языка, но и его приходится слышать), — на это надо ответить, что церковно-славянский язык никогда и не в какую эпоху не был разговорным. И в других местах, где Церковь говорит на местных языках, там тоже язык Церкви отличается от разговорного, потому что там такие понятия, которых в разговорном языке нет и быть не может, которые связаны преемственно с греческими понятиями — того языка, с которого делался перевод, а дальше преемственно с еврейскими через Библию. Поэтому любой церковный язык в любой стране, хоть он славянский, хоть не славянский, хоть греческий, хоть даже английский, надо специально учить, потому что здесь надо именно изучать веру. И еще, конечно, нужно сказать, что если бы перевести на современный русский язык, например, наши богослужебные песнопения, то они все равно были бы непонятны. Потому что самое там непонятное — это не буквальное содержание, что значат слова, а общий смысл, библейские аллюзии. Там примеры приводятся из Библии, которые надо более-менее помнить, просто вообще другой строй мышления. Этим надо проникнуться. Этим одинаково трудно или одинаково легко проникнуться независимо от того, на каком это языке. Поэтому непонимание отдельных славянских слов — это заведомо не самое большое препятствие для понимания нашего богослужения. Самое большое — это проникнутость другим духом, непонимание вот того духа, которым это все написано. И надо поэтому постараться проникнуться духом нашего богослужения, а не переводить его на русский язык. И надо, конечно, понимать, что те, кто предлагает перевести на русский язык — это очень хорошо видно по многим другим признакам, — они обычно хотят не только перевести наше богослужение на другой язык, но вообще изменить нашу веру, сделать ее приближенной к миру сему и, как им кажется, через это сделать ее более живой и понятной. Но на самом деле через это меняется ее содержание, и вместо того, чтобы Церковь возвышала людей до своего уровня, она, наоборот, сама опустится до уровня людей. А этого как раз делать и нельзя.
И примером правильного сочетания мирского и церковного является как раз жизнь самих святых Кирилла и Мефодия. Мало кто знает эту жизнь, к сожалению, а очень там много поучительного. Потому что если Мефодий был человеком ученым и образованным, который в молодости, однако, стал монахом, был в монастыре, потом стал епископом — как бы это такая обычная церковная карьера, — то святой Кирилл жил совершенно иначе. Постригся в монахи он только незадолго до смерти. Хотя в богослужении сегодняшнего дня, сказано, что он стал епископом, это очень поздняя легенда. Он никогда вообще в своей жизни не был даже священником и только перед смертью постригся в монахи с именем Кирилл. А так он все время был с именем Константин мирянином. И именно в сане мирянина он и занимался просвещением славян. Именно в сане мирянина он ездил в Хазарию, где имел прения о вере с иудеями, и где обратил каких-то хазарских князей и их народ в православие. Именно в сане мирянина он ездил и к арабам, где тоже имел прения о вере, и где его едва не убили. И будучи мирянином, вот, он был и дипломатом, и в то же время был таким подвижником. Обычно говорят: «Где нам, мирянам, совершать все эти богослужения, где нам молиться, потому что нам некогда?» А вот святой Кирилл жил совершенно иначе, и в его житии есть один эпизод, который рассказан совершенно по другому поводу, но зато он дает нам понять, как он жил и молился. Рассказывается, что как-то в пути на него напало дикое племя венгров (венгры тогда были дикими), но сказано, что он в это время делал: он ехал на лошади и читал Первый час. Т.е. вот, суточный круг богослужения, который мы совершаем в церкви, он совершал, видимо, во многом, просто наизусть просто в дороге. Причем, он ездил не в карете удобной, не в автомобиле, а верхом на лошади. Из таких примеров понятно, что овладеть непрестанной молитвой можно было в миру.
Так и их учитель, святой Фотий, который послал их к славянам, — а он был университетским преподавателем Кирилла и Мефодия в молодости и потом был все время учителем святого Кирилла, и карьера светская святого Кирилла во многом проходила под его покровительством, — так вот, святой Фотий, он стал патриархом прямо из мирян, причем он был сенатором, т.е. он был высоким царедворцем. Но тем не менее, он жил безбрачно, фактически, жил по-монашески и, как о нем рассказывают, еще будучи мирянином, овладел непрестанной молитвой. И поэтому он и стал таким вот хорошим патриархом, действительно святым.
И чему еще нас научает жизнь святого Кирилла? Конечно, он был таким человеком, про которого никак нельзя сказать, что он был далек от идей своего времени, что он был далек от образования своего времени, потому что он был действующим ученым, если можно так сказать, был весьма образованным человеком, и образцом для себя он еще в детстве избрал святого Григория Богослова. Даже в житии святого Кирилла приводится стихотворение в переводе на славянский язык (в оригинале оно, конечно, было на греческом, но этот текст утрачен), которое святой Кирилл написал в похвалу своему любимому святому — Григорию Богослову. Оно начинается так: «Григорие, телом человек, а душею ангеле», — это обращение к Григорию Богослову. Григорий Богослов тоже был светским человеком. То, что мы сейчас учимся у них с Василием Великим монашеству, это, конечно, правильно, но монахами они себя не только не считали, но даже и не называли, хотя слово тогда это уже было. Они просто жили по-монашески без всяких постригов — тот же Григорий Богослов. И точно так же он преуспел в светских науках и занимался этими науками, но тем не менее, главное для него всегда было не светское, а церковное. И вот так же и святой Кирилл. Судьба его определилась еще в отроческие годы, когда ему приснился сон, где некая прекрасная девица ему предстала, которая сказала, что она — его невеста, и он ее выбрал в жены, а она оказалась Премудростью Божией. Вот такой аллегорический сон ему приснился, и он уже понимал, что никакой другой, земной жены ему не надо, и он себя посвятил всецело премудрости Божественной. Но при его жизни, которая приходила в миру, даже можно сказать, при дворе и при исполнении всяких таких государственных поручений, кроме премудрости Божественной ему нужна была (и у него она была в изобилии) премудрость и светская.
И вот, поэтому святые Кирилл и Мефодий должны быть для нас в сегодняшнем мире образцами того, как нужно жить в миру, и особенно для молодых должны быть образцами и того, как нужно учиться. Потому что, если мы хотя и совершенно правильно говорим, что мирская премудрость— ничто по сравнению с Божественной (потому что действительно она — ничто, даже нельзя сказать, что она очень мало составляет, — она вообще ничего не составляет), но это не значит, что мы должны ею пренебрегать как и прочими дарами Божиими тварными. Потому что все тварные дары Божии по сравнению с нетварной Премудростью — это ничто. Но ни одним из них нельзя пренебрегать. Если мы считаем, совершенно справедливо, большим грехом пренебрежительно относиться к хлебу, вполне обыкновенному, не освященному, который мы покупаем в булочной, то тем более мы так должны относиться к более высоким дарам Божиим, одним из которых является всякая премудрость, хотя бы еще и не Божественная. По сравнению с Божественной Премудростью, мирская премудрость — ничто; но ведь и весь мир — ничто. Но осознание ничтожности дара в сравнении с Самим Дарителем — это не причина пренебрегать даром, хотя бы лично нам этот дар не был нужен.
Потому что это помогает нам настроить нашу душу и на то, чтобы принимать премудрость Божественную. И именно этому учат нас святые Кирилл и Мефодий, которые отнюдь не учат нас упрощать все, упрощать нашу веру и вообще нашу жизнь.
И вот, молитвами святых Кирилла и Мефодия, да укрепит нас Господь в том, чтобы в жизни сей проходить свой путь с внутренней молитвой и, по возможности, со всеми теми дарами премудрости человеческой, которой может украшаться христианин. Спаси, Господи!
Subscribe

  • машина времени

    одно видео на портале-Кредо перекинуло меня на какой-то ютубовский канал, в котором половина моего церковного детства. правда, там все не ранее 1984…

  • истинно-православное

    только сегодня узнал про историю, случайно подслушанную в нашем храме на Трех Святителей (12 фев. н.с.). в этот день у нас служится литургия на…

  • как всё рядом

    читать на клиросе (в Александро-Невском храме в Шувалово, МП) меня учила старушка Вера Васильевна, фамилию которой я никогда и не знал толком (+ 3…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments