Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:
  • Music:

на темы художественного воспитания детей


решил зачем-то послушать каррент мьюзик. прикинул, что этому недавно пошел второй десяток (кажется, надо считать от 1994). что это совсем недавно.
но тут же вспомнил многолетнее (в тех масштабах) детское ощущение: альбому Rubber Soul исполнится 10 лет -- как же мы будем тогда? это было ожидание 1975 года. мне казалось, что десятилетие первого из настоящих (может, тут я неправ, но тогда я воспринимал так; это было начало 70-х, а мне было 9-10 лет) альбомов Битлз -- станет каким-то кризисом: после эпохи "современности" начнется что-то новое и совершенно пустое.

(когда наступил 1975, Битлз давно уже перестали меня интересовать, и новинки Маккартни воспринимались равнодушно).

но я вот к чему:

десять лет -- это еще не очень подходящий срок, чтобы смотреть по плодам, какая была музыка. но с 15 лет -- уже можно начинать смотреть, а с 20 -- уже можно начинать точно видеть, к чему пришли.

за это время мы успеваем получить поколение тех, кто на этой музыке был воспитан.
вот поколение, воспитанное на сибирском панке образца до 1992 года (не буду здесь обосновывать эту дату, но она неслучайна), -- мы как раз сейчас получили. (включаю в сибирский панк и Свина, хотя это условно и даже вообще наглость).

еще получили тех, кто был воспитан на "русском роке" тоже 80-х -- такой куче хлама, иногда забавного, иногда талантливого. там был ранний БГ, ранний Наутилус, ранний Кинчев и т.д.

воспитательный эффект РР -- это, по-моему, просто некий шум в голове. влияние СашБаша может придавать ему лиризма и чуткости к поэзии. влияние Майка может быть упорядочивающим -- в том же смысле, в каком можно говорить об упорядочивающем воздействии звука от камертона в потоке уличного шума. но это всё.

воспитательный эффект панка -- наоборот, настолько очевиден, что я даже не хочу о нем (тут) говорить. в опщем, очень сильный и положительный.

еще у нас скоро появится поколение, воспитанное на музыке первой половины 90-х (пока что их не видно -- тех, кто слушал эту музыку с детства; им сейчас лет по 15, а надо, чтобы стало 20-25). это те, кто слушали поздний Нау, Агату Кристи. боюсь, однако, что на 90% это будет те же самые, что слушали Сплин. тогда всё пропало. т.е. не всё, но воспитание -- пропало. все же надеюсь, что селективность выборки поздний Нау--Агата -- больше.

но что больше всего обнадеживает: традиция слушания панка не прерывалась, несмотря на жесточайший кризис конца 90-х и большие потери (вроде Черного Лукича и Романа Неумоева, которые в последние годы заняты чем-то КСПшным). два последних альбома Летова мне внушают категорический оптимизм лет на 10.

этот оптимизм усиливается еще и тем, что панк в стиле ГрОба, Кооператива Ништяк и т.п. правильной музыки теперь уже оказали обратное влияние на поэзию. если наши лучшие поэтические имена 90-х были еще совершенно чужды этой традиции (кстати, кто не знает: лучшие имена руссокй поэзии 90-х -- это, разумеется, Борис Рыжий и Анна Горенко), то теперь не так. очень хороший пример поэзии "теперь" -- Юля Фридман aculeata.

УПДАТЕ кажется, за Сплина меня счас порвут в оффлайне (менады). но я буду исповедником: Васильев -- музыка инфузории для инфузорий.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments