Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

для любителей византинистики и УрГУ

Отзыв на автореферат диссертации К. И. Лобовиковой
"Проблемы турецкого завоевания и ислама глазами Георгия Трапезундского (XV в.)". (диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук, Уральский государственный университет)

Георгий Трапезундский принадлежит к числу тех поздневизантийских авторов, тексты которых долгое время не были опубликованы, хотя значительность их вклада в византийскую и поствизантийскую культуру никем не оспаривалась. Публикации Георгия Трапезундского начались, в основном, в послевоенное время, и только к середине 1980-х годов был издан основной корпус его сочинений. Наконец наступила пора прочитать то, что им было написано.

Однако, изучение Георгия Трапезундского оказалось сильно затруднено именно вследствие того, что, как могло бы показаться на первый взгляд, должно было его облегчить, - ажиотажным спросом на исторические исследования по исламо-христианскому диалогу. Мысли византийского автора середины XV века были как-то "по умолчанию" вписаны в контекст если и не прямо современного экуменизма, то, по крайней мере, близких к ним по времени идей Николая Кузанского о внутреннем тождестве всех религий.

Необходимо было обратиться к трактатам Георгия Трапезундского так, чтобы посмотреть на них непредвзято, - как будто не существовало никаких попыток межрелигиозного синкретизма ни в духе ХХ века, ни даже в духе Николая Кузанского. Диссертант справедливо называет такой подход "строгим соблюдением принципа историзма" (с. 23).

Понимание важности именно такого принципа работы с источником, несмотря на столь сильные именно в данном случае соблазны модернизации, - первое достоинство диссертационной работы, которое стало залогом успеха работы в главном - в выводе о том, что вся деятельность Георгия Трапезундского сводилась к идее "инкультурации" исламских завоевателей в христианской культуре Византии. В плане религиозном речь шла о христианизации мусульман, хотя и своеобразно понимаемой, - однако не о слиянии ислама с христианством. В плане культурно-политическом - о продолжении Византийской империи теперь уже в качестве Османской.

Это главный вывод диссертационной работы, и он нам представляется убедительным.

Он открывает перспективы дальнейших исследований. Ведь очевидно, что понимание христианства у Георгия Трапезундского не было таким же, как, например, у его современника Геннадия Схолария. Георгий Трапезундский принадлежал к другой традиции, гораздо более затронутой как влиянием платонизма, так, возможно, и влиянием латинского запада. В частности, сразу же встает вопрос о сравнении базовых представлений о христианстве у Георгия Трапезундского и другого - впрочем, все еще не достаточно изученного в этом аспекте - автора, Виссариона Никейского. Понимание традиции, на которой стоял и от которой отталкивался Георгий Трапезундский - это важнейший вопрос для понимания религиозной жизни Византии нескольких последних столетий ее существования. Публикации нескольких последних десятилетий позволили нам, разве что, полнее осознать степень нашего непонимания этой стороны византийской религиозной и интеллектуальной жизни. Но тем с большей уверенностью можно сказать, что настоящая диссертация - шурф, прорытый в правильном направлении.

Хотелось бы пожелать автору диссертации опубликовать свою работу в виде книги. В связи с этим пожеланием, выскажем несколько мелких замечаний, которые в книге хотелось бы видеть исправленными.

(замечания носят совсем технических характер и очень позабавили И.П. Медведева: мы с ним не сговаривались, но составили одинаковые списки ошибок ))
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments