Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

комментарий дня, чуть-чуть забежав вперед

О задачах христианского государя в нехристианском государстве. Ко дню памяти святой равноапостольной княгини Ольги.
че-то сильно, надо сказать, на этот раз сократили.
даже настолько, что по этим отрывкам я и сам бы не понял, "что сказать-то хотел" )))

Но самая главная задача христианского государя - та, через которую эффективнее всего осуществляется проповедь христианства среди подданных. А эта задача для всех христиан, независимо от профессии, решается одинаково: христианину надо быть максимально полезным для людей именно на своем месте. Поэтому для христианского государя надо быть полезным для собственной страны.
Ольга так и поступала.
За прошедшую с тех пор тысячу с лишним лет задачи Российского государства особо не изменились. Возможно, они и вообще никогда особо не менялись.
Как тогда, так и теперь Россия - постоянно воюющее государство в окружении врагов, не имеющее ни сильного покровителя, ни сильных и верных союзников. Россия обречена всегда быть государством военизированным, и верховное правление в ней могут осуществлять только люди военные - а иначе получится очень плохо.
Даже Ольге пришлось самой планировать военные операции. Об одной из самых успешных, направленной против древлян, рассказывает летопись. Современные гуманисты по этому поводу возмущаются и, в лучшем случае, оправдывают Ольгу тем, что она отомстила древлянам раньше, чем была крещена. Однако, ни в летописи, ни в других источниках совершенно не видно, чтобы сама Ольга в этом каялась, или чтобы ее кто-либо осуждал с христианской точки зрения (пока, разумеется, не пришли всякие европейские гуманисты от христианства, то есть не ранее XIX века).
Дело в том, что правитель обязан защищать государство и других людей. В межгосударственных отношениях вообще нет и не может быть специфически христианских принципов: это отношения социальных структур, а не людей. В них не может быть не только христианских принципов, но и вообще человеческих. Недаром Столыпин говорил (это как раз применимо к упомянутой военной операции Ольги): "В политике не бывает мести, а бывают только последствия".
Поступок Ольги по отношению к древлянам не был специфически христианским, но он не был и специфически человеческим, так как, по сути, он не был и местью. Зато он был христианским в том, неспецифическом, смысле, в котором христианский государь обязан эффективно отстаивать интересы своего государства.
И косвенно этот поступок прославляется даже в церковной службе в честь Ольги, когда на великой вечерне читаются те места из Ветхого Завета, где повествуется о женщинах-воительницах Деворе и Иаили (всё это из Книги Судей).
В нынешней российской государственности проблема "последствий" (в столыпинском смысле) для современных сепаратистов стоит гораздо острее, а у власти у нас стоят, как можно надеяться, не женщины, вынужденные самостоятельно планировать военные операции, а профессиональные военные.
Поэтому главная задача современного христианского государя в России очевидна: победить в войне. Победить, разумеется, понимая, что вслед за одной войной будет только другая война, и поэтому каждая победа имеет смысл только лишь тот, что создает более выигрышные условия для победы в следующий раз.
Что касается задач умиротворения и развития гражданского общества - то и тут неправильно думать, будто они подождут. Они не подождут, но тут важно различить истинные задачи от ложных.
Истинные задачи - это такие, которые направлены на достижение истинных ценностей. Для гражданского общества в России истинная ценность - это его эффективность в войне. Ведь войну у нас, особенно теперь, в эпоху терроризма, ведут не одни военные, а все общество в целом.
Эффективность в такой войне - это вовсе не полицейский режим, а создание эффективной и патриотичной системы гражданского управления. Для этого мало воспитать квалифицированных чиновников. Нужно еще воспитать патриотичных и жертвенно настроенных политиков, а это возможно только на основе той молодежи, которая начинает свою политическую карьеру в оппозиционных партиях.
Даже если оппозиционные силы больше ни для чего не нужны (хотя они, наверное, еще для чего-нибудь нужны), они необходимы нашему государству хотя бы только как школа патриотических политиков. Впрочем, это особая тема, о которой мы уже говорили в другом месте. http://www.russ.ru/culture/education/20050606.html
Итак, что нашему обществу нужно требовать от христианского государя?
Мы можем в значительной мере подождать с развитием многих из демократических институтов и даже побороться собственными силами, не отвлекая на свои нужды федеральную власть, с произволом местных чиновников в религиозных делах.
Но с чем мы совсем не можем подождать - это с эффективностью и адекватностью государства в войне. Не должно быть больше в российской истории ничего такого, что напоминало бы нам внешнюю политику Ельцина и министра иностранных дел Козырева или Хасавюртовские соглашения генерала Лебедя.
Отношение христианского правителя России к сепаратистам и террористам может напоминать только один исторический прецедент - отношение святой княгини Ольги к древлянам. И - ради той же самой цели: государство в лице своих высших чиновников просто обязано думать о молодежи.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments