Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

вдогонку


современная психиатрия охватывает всё вообще поведение людей, т.к. оно всё укладывается в шкалу "психоз--пограничное расстройство--невроз--психопатология обыденной жизни", как бы ни проводились границы между этими этапами.
аскетика тоже охватывает всё вообще поведение людей.

различие в подходе. (тут я не буду обсуждать различия, состоящие в понимании "нормы" и, следовательно, допустимых терапевтических мер: строго говоря, это не область психиатрии, а область социальных конвенций, которые для психиатрии навязываются извне; ср. недавнюю ссылку на книгу по проблемам психиатрической помощи в среде ортодоксального иудаизма).

в психиатрии свободная воля пациента рассматривается как явление, по отношению к заболеванию внешнее. его нужно привлечь на свою сторону, чтобы улучшить прогноз. подход такой же, как и при лечении соматических заболеваний: стремление больного выздороветь очень много значит, но оно не входит в собственно медицинскую картину болезни. поэтому для психиатрии нет не только греховного поведения, но нет, например, и понятия "плохих людей" (понятие, актуальное для светского общества и для юриспруденции), а есть только, в крайнем случае, понятие пациентов, по отношению к которым вообще никакая терапия не может быть эффективна. (это именно общая позиция современной психиатрии, которую не надо смешивать с позицией определенных школ, считающих, что все вообще люди "добры", и любого маньяка можно "вылечить" -- это аналог антипсихиатрического подхода в области терапии личностных расстройств; более трезвый взгляд предполагает, что, хотя любого маньяка можно признать больным, вылечить можно далеко не любого).

в аскетике, наоборот, всё рассматривается только со стороны свободной воли, а болезни, в том числе, психические, -- как внешние скорби, направленные на воспитание этой воли.

ни психиатрия, ни аскетика не позволяют встать на "третью" точку зрения, с которой были бы видны различия между психическими заболеваниями и болезнями души, т.е. между болезнями в собственном смысле слова и теми проявлениями свободной воли, которые ведут к вечной смерти души.

и это правильно. иначе мы могли бы, вооружась знаниями по психиатрии или по аскетике, заменять собою суд Божий, а также суд человека над самим собой.

UPDATE что я имел в виду еще, но как-то забыл сформулировать: аскетика и психиатрия одинаково точно позволяют предсказать поведение (и даже рекомендовать направления терапии) при неврозах и пограничных расстройствах (а прогнозировать поведение при психозах не очень-то берутся оне обе). это означает, что есть различие между собственно динамикой греховных страстей и грехами как таковыми, за которые судит Бог; впрочем, это мы и так знали))
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments