Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

аскетика vs пограничное расстройство без нарциссизма


каким должно быть пастырское отношение к пациентам с пограничными расстройствами без нарциссизма, и какое отношение к своей болезни д.б. у православных христиан, если они такими расстройствами страдают?

грубо говоря, здесь может быть два полюса -- невротический и психотический. по мере приближения к возможности функционирования как невротика нужно стремиться к тому, о чем была речь при разборе неврозов, а по мере приближения к психотическому полюсу нужно все более уступать место психиатру (а больному -- слушаться психиатра).

что же делать в середине между полюсами?

нужно понимать, что христианские заповеди даны в расчете на интегрированное Я, а не на расщепленное Я, которое в норме бывает только у младенцев (от которых исполнения заповедей особо не требуют). попытки исполнять христианские заповеди средствами расщепленного Я будут вести только к углублению этого расщепления (повторяю, что я не говорю о случае нарциссизма), причем, как в случае неудач, так и в случае кажущихся удач. неудачи фрустируют сами по себе и оказывают тем самым прямое разрушающее воздействие, а удачи усиливают отдельные фрагменты расщепленного Я, что готовит в дальнейшем обязательный взрыв, резко усиливающий расщепление.

характерные примеры, когда пациенты с таким сознанием приходят в церковь, желая исполнять все заповеди до последнего, но они, буквально, "не тем местом" их исполняют, почему и результат получается не тот. обычно эйфория, внешние успехи в делах благочестия -- а потом (в лучшем случае) полное расцерковление или (в худшем) сильнейшая регрессия, до слабоумия -- до бомжа или дурки.

означает ли это, что таким пациентам не следует вообще исполнять христианские заповеди? -- разумеется, не означает.

нужно, однако, следить за тем, чтобы они их исполняли в процессе постепенной интеграции своего Я, а не расщепленными Я-репрезентациями.

например, неполезно их учить аскетическому отказу от эмоций, когда они вообще не способны испытывать эмоции или способны их испытывать как-то совершенно неадекватно. полезно сосредоточиться не на отрицательных заповедях (отказ от того и от сего), которые, как правило, исполняются достаточно извращенно (т.к. у пациента нет того, от чего тут можно отказываться -- в эмоциональном и душевном плане), а на положительных, моделирующих какие-то нормальные, с христианской т.зр., межчеловеческие отношения и всё прочее, связанное с социализацией, особенно работу. (под христианской т.зр. я сейчас подразумеваю то, что считается нормальным для обычных и едва воцерковляющихся мирян). нужно поставить запреты только на наиболее грубые грехи. это обычно удается; по крайней мере, тут не больше проблем, чем с так наз. нормальными людьми. в остальном желательно допустить столько свободы, сколько нельзя допускать даже для едва воцерковляющихся.

относительно грехов, грубых в том числе, надо понимать, что относиться необходимо мягче, т.к. у этих людей объективно весьма мало тормозов.

кстати, я забыл сказать, что в связи с расщепленностью объектных репрезентаций, этим людям свойственен сексуальный промискуитет. не потому, что они любят менять объекты, а потому, что они не очень понимают, где кончается один объект и начинается другой. повторю, что тут надо начинать с того, чтобы хотя бы научить различать один пол от другого и точно запомнить, какой пол теоретически допустим к рассмотрению. тем не менее, обычно эти проблемы решаемы.

повторю еще, что всё это хорошо, как правило, только на фоне психиатрического лечения. оно должно быть, как минимум, медикаментозным (нейролептики-антидепрессанты), а отчасти и терапевтическим. но показанная в таких случаях экспрессивная терапия в условиях России нереальна даже для олигархов, однако, некоторая поддерживающая терапия -- лучше всего, если не от отдельного терапевта, а прямо от того же врача, который лечащий психиатр, -- реальна и м.б. очень полезна.

медикаментозное лечение не влияет на пограничную организацию как таковую, но снимает ее дурные последствия, а тем самым и открывает путь для непосредственной работы с ней самой.

в общем, простые "пограничники" -- это, что называется, хорошие люди, но больные.
то ли дело нарциссические личности -- про них иногда хочется сказать ровно наоборот. но так говорить нельзя -- ни с медицинской, ни с христианской точки зрения.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments