Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

аскетика vs нарциссизм, ч. 1 -- теоретическая


понятие нарциссической личности было введено Фрейдом в статье 1914 года, но с тех пор утекло так много воды, что нарциссическая личность совершенно переродилась. главное, что с ней стало, -- она вошла в концепцию пограничных расстройств, которой при Фрейде не было и следа.

по идущей от Фрейда традиции термин "нарциссизм" применяют ко всему подряд (т.е. к неврозам и акцентуациям личности), но в последние годы под "нарциссической личностью" чаще всего понимают именно особенный тип пограничного расстройства, при котором диффузная идентичность получает патологическую интеграцию в виде грандиозного Я. слово "грандиозный" здесь от термина классической психиатрии mania grandiosa ("мания величия"). однако, бред величия, как и всякий бред, -- это уже потеря тестирования реальности, то есть психоз. в нашем же случае представление о своем величии проявляется на уровне ложной идеи. например, пациент может считать себя достойным преемником Наполеона или, вопреки воле, сравнивать себя с Наполеоном (не к чести Наполеона), но -- за исключением, может быть, микропсихотических эпизодов -- у него не будет уверенности в том, что он и есть тот самый Наполеон.

патологическая интеграция Я выступает как суррогат его подлинной целостности, причем, этот суррогат позволяет неплохо функционировать в обществе. такие люди производят впечатление не больных, а "странных", "с тяжелым характером", "плохих" и т.п.

общие и базовые черты пограничных расстройств всем таким пациентам все равно свойственны. это расщепленные Я- и объект-репрезентации и следующие отсюда расстройства в эмоциональной сфере, в сфере внимания, сексуальности, межличностных отношений и т.д.

интеграция грандиозного Я происходит так, что в нее попадает только какой-то неразвившийся зародыш, если можно так сказать, подлинного Я, а в остальном оно дополняется всякими фантазиями, в зависимости от которых выделяются разные типы нарциссических личностей. они отличаются друг от друга, главным образом, тем, как они маскируют патологию интеграции своего Я (это называется способами защиты).

эти способы разделяются на две группы по главному признаку -- пропитанности грандиозного Я агрессией или нет. в первом случае описавший его Отто Кернберг предлагает говорить о злокачественном нарциссизме, а во втором -- о нарциссизме просто. надо заметить, что злокачественный нарциссизм не мешает прибрать к рукам и некоторые другие, незлокачественные формы маскировки патологии Я.

Например, возможен такой способ защиты, как "ложная личность": патологическая интеграция Я прошла при помощи того, что пациент как бы все время играет роли. внешне это похоже на поведение истерика, то есть на невроз, иногда называемый "сценическим расстройством" (т.к. истерика происходит как бы на сцене, потому что требует зрителя). но здесь совсем другие причины внешне схожего поведения -- и другой контекст: напр., у истерика все более чем в порядке с эмпатией, да и вообще много различий. в ситуации, когда пациент понимает, что роли ему сыграть не дали, возникает очень резкая защитная реакция гораздо более примитивного уровня.

важнее всего поговорить о злокачественном нарциссизме -- и изучен он лучше, и встречается чаще (наверное), и, главное, проявляется сокрушительнее.

когда грандиозное Я пропитано агрессией, то ему нужно ее куда либо деть. основных вариантов три:

1. направить вовне: это будет садизм (особенно в расширительном смысле Фромма, но не только). это так называемые антисоциальные патологии, характерные для многих преступников. они совершают преступления (ну, или просто погано себя ведут с людьми) для того, чтобы самоутвердиться в грандиозности своего Я за счет унижения других. понятно, что это характерно не только для преступников в юридическом смысле.

2. направить вовне, но тут же вернуть назад: это параноидная регрессия, которая, впрочем, может вызывать дальнейшую защитную реакцию по шаблону садизма. пациенту начинает казаться, что это он -- жертва, преследуемая чужой агрессией (на самом деле -- это он проецирует вовне, приписывая ее другим, свою собственную агрессию). обычно параноидная регрессия не доходит до параноидного бреда преследования, а остается на уровне ложных идей. беда, однако, в том, что тут вообще трудно поймать грань между ложными идеями и бредом, коль скоро бред остается в пределах параноидного и не переходит в шизофренический. конечно, если пациент ложно обвиняет кого-то, что, желая нанести ему вред, он сделал то-то и то-то, то это может быть ложной идеей -- скорее всего, так и есть. а вот если он начинает говорить, что сам видел (сам читал, сам слышал и т.д.), что такой-то делал то-то, и это не один раз случайно, а от раза к разу, -- то это уже существенный признак именно бреда. кроме того, бред преследования -- он самый элементарный и обычно начинается первым. если же микропсихотические эпизоды развиваются в полноценный психоз, то появятся, вероятно, и другие формы бреда, например, бред величия, но еще раньше -- галлюцинации (например, обонятельные: они появляются как-то особенно легко и быстро, особенно в церковной среде, где многое сконцентрировано на запахах).

3. направить на себя: так получаются пациенты с наиболее тяжелым суицидальным риском. для них суицид не служит средством избавления от депрессии (от которой они особенно, а то и вовсе никак не страдают), а торжеством над всем миром и всеми близкими. потому он сопровождается чувством радости и облегчения, и ему не предшествуют никакие длительные перемены в состоянии, равно как не бывают нужны никакие аффекты.
саморазрушительные тенденции, особенно эмоциональные, а не физические, могут сочетаться и с параноидной регрессией, и с антисоциальным поведением.

таковы эти радости в общих чертах. более подробно поговорим о них в другом контексте -- в контексте того, что же с ними делать. пока только замечу, что это не обязательно надо понимать как портреты каких-то монстров. очень часто это совсем не так. портреты должны будут стать более узнаваемыми после более точной прорисовки деталей.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments