Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

аскетика vs нарциссизм. -- ч.2, практическая

жанр этих моих заметок трансформируется на глазах и уже начинает приближаться к статье. я уже начал писать текст в ворде и с большими буквами после точки; это тревожный знак! поэтому теперь пойдет меньшими дозами (т.к. я стал серьезнее относиться к тексту, хотя он все равно не статья). заранее прошу прощения за повторы.

Аскетика vs нарциссизм. - Ч. 2, практическая

Мы подходим к третьей и самой нетривиальной области пересечения аскетики и психиатрии. Напомним, что область тяжелых психозов мы вообще не считаем областью их пересечения, поскольку говорить об аскетике применительно к психическим больным в острых состояниях или к больным, страдающим тяжелыми формами слабоумия, - бессмысленно.
Итак, областей пересечения у аскетики с психиатрией три.
1. Область неврозов: цели аскетики и психотерапии совпадают с точностью до культурных конвенций. Нередко эти культурные конвенции путают с принципами психиатрии как таковой, но это просто ошибка. В своем представлении о норме психиатрия не обязана следовать, например, Фрейду. Иногда полезнее следовать представлениям ортодоксального иудаизма или папуа Новой Гвинеи. В случаях, когда неврозы вызывают тяжелые дисфункции, у психотерапии возникают свои особые по отношению к аскетике задачи, однако, с точки зрения аскетики, эти задачи ничем не отличаются от обычных медицинских задач по лечению соматических заболеваний.
2. Область пограничных расстройств личности: занимает промежуточное положение между предыдущей областью и областью психозов. Отличается от предыдущей области тем, что постановка собственно аскетических задач общепринятым образом невозможна, хотя задачи остаются теми же самыми, общечеловеческими. Поэтому их нужно ставить особым образом, суть которого в том, что приоритет должны иметь те задачи, которые способствуют интеграции расщепленного Я (например, нормализация отношений с людьми, социализация), а другие задачи, которые требуют усиленной работы уже интегрированного Я (это, в основном, задачи, связанные с разного рода аскетическими отречениями от разных элементов "мира"), должны отодвигаться как можно дальше.
3. Область нарциссических расстройств личности: здесь сами задачи аскетики перестают быть, если можно так выразиться, общечеловеческими, и первоначальная работа как в психотерапии, так и в аскетике должна быть направлена на дезинтеграцию нарциссического грандиозного Я, после чего нарциссическая личность могла бы начать функционировать на уровне личности с обыкновенным пограничным расстройством. Поскольку внешне это неминуемо сопровождается "потерей себя", потерей социализации и вообще всех тех отношений с внешним миром, которые были выработаны грандиозным Я, поле для работы в области аскетики здесь очевидно.
Конечно, в христианской аскетике тысячекратно описываются ситуации и детально разработана "теория вопроса" - как это происходит, когда добродетельный будто бы человек и даже подвижник вдруг взрывается, когда разрушают привычную оборону его Я (например, после переселения из пустыни в общежительный монастырь), но все же такие ситуации продолжают восприниматься как неожиданные, и их всегда нужно разъяснять заново. С точки зрения аскетики, задача дезинтеграции грандиозного Я - это всегда благородное дело, однако, с точки зрения социального окружения, которое больше всего думает о собственном спокойствии, так бывает далеко не всегда. Что же касается психиатрии, то мы здесь видим еще один пример того, как ее задачи диктуются социальными конвенциями: для стратегии психотерапии может быть вполне нормальным выбрать цель поддержания и стабилизации грандиозного Я, если данная нарциссическая личность научится удовлетворительно функционировать в обществе.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments