Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

Слово на день свв. Константина и Елены

в немже и о глаголах Божиих. дело было еще в понедельник 3 июня.


Слово в день памяти святых равноапостольных царей Константина и Елены
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем память святых равноапостольных царей Константина и Елены. Хотя это и не были первые цари, которые обратились в христианство, но именно обращением царя Константина был обозначен новый период в жизни Церкви, когда она перестала быть гонимой, и самая большая империя, которая была на земле, постепенно начала становиться христианской. И многие совершенно справедливо указывают именно на такое значение обращения Константина. Но если мы посмотрим, что было сделано фактически, то мы увидим, что вроде бы было сделано очень мало. Ну да, лично Константин обратился. Причем по вере он был христианином, но он еще несколько десятков лет не принимал крещения и был оглашенным, и только незадолго до смерти он принял крещение. И много ли было христиан среди правителей? Очень мало. Сенат почти весь оставался языческим, и это было так не только при Константине, а и в конце IV века, при Феодосии Великом. Знать в основном оставалась языческой до конца IV века, и только несколько человек, может быть, были там христианами. А вообще количество христиан среди населения империи составляло процента четыре. И этого, однако же, хватило, потому что христиан было мало, но они стали тем самым «квасом, который квасит все тесто». И поэтому не надо думать, что вот, как сейчас мало верующих христиан. Да, их мало; их много и не будет, по всей видимости. Но для того, чтобы возродилась Российская Церковь — я уж не буду говорить о христианском государстве, потому что это все-таки слишком от нас далеко, — для этого много и не надо. Достаточно просто, чтобы это были соответствующие люди и истинные христиане, стоящие в нужных местах во всем обществе.
Почему же так вот оказывается, что очень трудно принять христианство? Вот почему. Потому что многие принимают христианство, исходя из каких-то культурных предпосылок, исходя из того, что где-то батюшка хороший, из того, что их так воспитали родители, которых они любят и уважают, или у них друзья христиане. И конечно, люди, которые с этого начинают и при этом остаются и не идут никуда дальше, — они христианами так и не становятся, хотя, может быть, они всю жизнь ходили в церковь и умерли, вроде бы, по-христиански, если смотреть с внешней стороны. Христианами, конечно, становятся те, кто действительно веруют Богу и действительно принимают церковное учение, а это значит, что они его действительно исполняют. И сегодня в евангельском чтении как раз и объяснялось, в Евангелии от Иоанна Господь нам объяснял, почему так трудно принять христианское учение. А точнее говоря, там просто рассказывалось, как Он его излагает, и как в результате многие отходят. Сначала Он рассказал о Евхаристии — о «хлебе, сшедшем с небесе», и многие из иудеев и даже учеников Ему на это сказали: «Жестоко слово сие», — и не захотели его принять. Но это, по крайней мере, были иудеи, которые могли принять, могли не принять; по крайней мере, они не принимали учение Христа до того, как Он стал с ними говорить. А потом Господь говорит еще дальше так, что «глаголы, яже Аз глаголах вам, Дух суть и живот», — т.е. «те слова, которые Я вам говорю, эти слова — Дух и жизнь». И после этого уже, как сказано дальше, многие из учеников начинают отходить. И действительно, Господь сразу после этих слов говорит: «Есть и среди вас, — обращаясь уже к ученикам, — некоторые неверующие», — как там дальше объясняет Евангелист, потому что Он знал, кто Его предаст. Но неверующим был, видимо, не только тот, кто Его предаст, но и те многие, которые, как там сразу же сказано, стали от Него отходить. И тогда Господь обращается уже к двенадцати ученикам и спрашивает: «Может быть, вы тоже хотите от Меня отойти?» И Петр отвечает за всех: «К кому нам идти? Ведь Ты глаголы живота вечнаго имаши». Т.е. он как раз повторяет, что слова Господни, глаголы Господни — это жизнь, и уточняет, что это именно жизнь вечная. А люди, конечно, в это не веруют.
К сожалению, до сих пор находятся такие люди, которые говорят: «Как же это так? “Глаголы”, т.е. слова — это же слова; ну, это звуки или буквы. И как они могут быть жизнью, да еще и вечной? Как они могут быть Духом, если сказано, что Дух — это Бог? Как они могут быть Богом, эти самые слова?» А когда им на это отвечают, что слово — это не только буквы и звуки, то тогда они говорят: «Ну, понятно, можно считать какие-то тварные идеи словами и буквами; но как же про них говорить, что это Бог? Какие-то наши представления в уме, пусть даже они и не оформлены в буквы и звуки; но как же про них говорить, что это Бог?» А так: дело в том, что не только нашими тварными представлениями в уме определяется, что такое глагол Божий. Глагол Божий — это то, чем Господь Сам Себя открывает. А это, собственно, и есть Он Сам. Господь только Сам Собой Себя открывает. Это есть нетварная энергия Божия, как мы говорим на более позднем, чем в Евангелии, языке византийского богословия. И именно то, что Бог открывает Себя не через какого-то посредника, а именно Сам Собой открывает Себя и Сам дает те слова, которые Он называет Духом и жизнью, причем жизнью вечной, как уточняет Апостол, отвечая Ему, — именно это становится очень для многих камнем претыкания. Люди, уже начавшие ходить со Христом и принявшие было Его учение, из-за этого отходят. И именно это мы должны принять для того, чтобы не отходить от Христа, чтобы мы с Петром могли сказать: «Господи, к кому нам идти? Глаголы живота вечнаго имаши». И мы знаем, что Петр ответил от лица всего лишь двенадцати учеников, причем среди этих учеников все равно еще был предатель. Таким образом, очень мало, вроде бы, оказывается христиан. Но пример святого равноапостольного Константина и святой равноапостольной Елены показывает нам, что даже если христиан истинно верующих и мало, все равно ими держится Церковь — прежде всего их верой, прежде всего их православием. Потому что если мы отступим от православия, то мы потеряем все, и никому мы будем не нужны; мы будем обуявшей солью, которую можно только выбросить. И Господь да подаст нам держаться в истинной вере, чтобы вместе с апостолом Петром Господу: «К кому нам идти? Глаголы живота имаши». Аминь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments