Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

неслабый такой вопросик

задают мне на Швейцарском времени:

Что значит - Бог есть любовь?


не стану делать вид, будто я знаю, что это значит. скорее, я знаю, что это не значит. но и такое знание -- лучше, чем ничего.

когда что-то объясняется через "это не (то-то, то-то, и т.д.)", то это называется апофатическое богословие -- т.е. через отрицание. поэтому первый ответ -- апофатический:

во-первых, это значит, что истинная любовь -- это только Бог Сам, а всё, что не Бог -- то и не любовь. то есть никакого опыта истинной любви вне Церкви быть не может. это не должно звучать для нормального человека, как медным тазом по голове, т.к. в этом есть вполне практический смысл.

возьмем для примера опстрактного философа Белибердяева (нужно было взять такого, чтобы любил философствовать именно про любовь). он думает, что у него любовь, и поэтому он, например, не хочет поститься в среду и пятницу. на самом деле, конечно, у него совсем другой диагноз. "совершенная любовь вон изгоняет страх" -- как он любит цитировать; и я тоже не против этих слов. но сначала-то все-таки бывает страх: "начало премудрости -- страх Господень". а если у тебя страха вообще не было, то ты просто еще нигде, а не то что там в какой-то "любви". если хотим любви, то озаботимся стяжать страх. только тогда с нами начнутся настоящие изменения, с некоторым таким треском в ушах, а не просто изменения наших эмоциональных состояний. (вспоминаем К.Н. Леонтьева и, заодно, что о нем писали интеллигентные дураки). самый полезный страх -- страх смерти (своей и чужой), который, будучи правильно понятым, переделывается в страх Божий. так что, если хочешь любви, самый полезный и практически доступный совет -- начать со смерти. приидИте, Узрим во гробЕх...

Литература по теме: К.Н. Леонтьев, Письма к В.В. Розанову (и вообще избр. письма в изд. СПб., 1993).

второй ответ -- катафатический (через утверждение):

...но было бы бесполезно утверждать, что Бог есть любовь, если бы вообще никакая человеческая интуиция любви не соответствовала тому, что есть Бог. и она, конечно же, соответствует. почему-то в греческом языке (и зависимых от него языках христианского Востока, вроде славянского) нет подходящего термина (видимо, еще в языческой Греции расплодилось столько синонимов для слова "любовь", что смысл любого отдельного слова размазался по тарелке тонким слоем), но зато есть подходящий синоним в христианской латыни (и зависимых от нее романских языках) -- caritas (charité, если по-французски и по-католически). что это за кескёсе, charité? т.е. насколько ее можно объяснить без привлечения "гипотезы Бога"?

самый очевидный критерий отличия caritas от всяких гормональных атак и их фрейдовских сублимаций -- неискание взаимности. это вполне однонаправленно -- чем и уподобляется Богу, Который одинаково светит на праведных и на неправедных. в христианском своем развитии она еще полнее уподобляется Богу, приобретая качество равномерности -- одинаковости ко всем, а не так, чтобы одного любить больше, другого меньше. но даже без этого качества она уже представляет собой некоторую ценность.

поэтому, практически делая что-либо для человека, полезно отдавать себе отчет, что:

весьма вероятно, что ты это делаешь ради: а) блудной страсти (в какой-либо из ее чересчур многообразных форм, включая неосознанные гомосексуализм, педофилию и автоэротизм), б) тщеславия (если есть мысли о том, как это выглядит в чьих-либо глазах, хотя бы и воображаемого зрителя), в) гордости (например, если ты это делаешь потому, что не можешь допустить, чтобы у тебя это не получилось) г) и т.п. Если что-либо такое обретается, то это еще не повод не делать нужного дела (хотя очень редко, но бывает, что и повод), т.к. добродетели новоначальных всегда пованивают -- но нужно ведь начинать хоть с чего-то. Но это повод понимать, что ты реально не делаешь ничего -- для той самой caritas; однако, и тренировка с боксерской грушей бывает полезна для будущей невидимой брани.

...а также стараться иметь в виду, чтобы:

а) ты делал для данного человека ровно то же самое, что ты стал бы делать вообще для любого человека, окажись он на том же месте,
б) ну и, разумеется, неискание взаимности -- что тебе по барабану, как он, этот человек, будет к тебе впоследствии относиться.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments