Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

выписки из Мелании Кляйн о зависти и творчестве

значение того, что она связывает именно с первым годом жизни, все-таки преувеличено (надо думать о первых пяти годах -- до так наз. латентного периода детства), зато общие соображения о зависти и интернализированных объектах -- это всё еще серьезней, чем у нее написано (как показало дальнейшее).
т.е. здесь особое достижение кляйнианского психоанализа.

Я также
обнаружила, что неисполненные желания младенца, которые, до некоторой степени, и
невозможно исполнить, вносят важный вклад в его сублимации и творческую деятельность.
Отсутствие конфликта у младенца, если это гипотетическое состояние можно представить,
лишает его возможности обогащения своей личности и важного фактора в усилении Эго,
поскольку конфликт и потребность в его преодолении - это фундаментальные элементы
творчества.

Если человеку удается сохранить идентификацию с хорошим и дающим жизнь
интернализованным объектом, это становится побудительным стимулом к творчеству. Хотя это
может поверхностно проявиться как жажда престижа, богатства и власти, которые есть у
других,34 ее действительная цель - это творчество. Способность давать и сохранять жизнь
ощущается как величайший дар, поэтому творческая способность вызывает наибольшую
зависть. Похищение творческих способностей, подразумеваемое при зависти,
проиллюстрировано в <Потерянном рае> Мильтопа,35, где Сатана, завидуя Богу, решает
захватить Небеса. Он идет на Бога войной в попытке испортить небесную жизнь и падает с
Небес. Падший, он сам и другие его падшие ангелы строят Преисподнюю, соперничая с
Небесами, и становятся деструктивной силой, которая стремится разрушить то, что создает
Бог.36 Эта богословская идея, кажется, исходит от Св. Августина, который описывал Жизнь как
творческую силу, и оппозиции к Зависти, разрушительной силе.
В связи с этим в Первом послании к Коринфянам говорится: <Любовь не завидует>.
Мой психоаналитический опыт показал мне, что зависть к творческой способности - это
главный элемент, разрушающий творческий процесс. Порча и разрушение первоначального
источника добра скоро ведут к разрушению и нападению на детей, которых содержит в себе
мать, что ведет к превращению хорошего объекта во враждебный, критический и завистливый.
Фигура Супер-Эго, на которую проецируется сильная зависть, становится особенно
преследующей и препятствует процессам мышления и любой продуктивной деятельности и, в
конце концов, творчеству.
Завистливое и деструктивное отношение к груди является подоплекой деструктивного
принципа, который часто описывается как <едкий> и <злостный>. Именно творческая
способность становится объектом таких атак. Так, Спенсер в <Волшебной королеве> описывает
зависть, как прожорливого волка:
Он ненавидел хорошие дела и добрые поступки.
* * *
И как метко говорят стихи знаменитых Поэтов,
Он клевещет в спину и изрыгает яд з7
Из прокаженного рта на всё, когда-либо написанное.
Конструктивная критика имеет другие источники; она нацелена на помощь другому
человеку и продолжение его работы. Иногда она исходит из сильной идентификации с
человеком, чья работа обсуждается. Материнские и отцовские отношения также вносят в нее
свой вклад, и часто уверенность в собственных творческих способностях противостоит зависти.
Особой причиной зависти может быть ее относительное отсутствие у окружающих. Тот,
кому завидуют, как это чувствует завистник, обладает тем, что в глубине души наиболее ценно
и желанно - хорошим объектом, подразумевающим наличие хорошего характера и
психического здоровья. Более того, человек, который может без зависти наслаждаться
творческой работой и счастьем других людей, свободен от мук зависти, обид и преследования.
Поскольку зависть - это источник большого несчастья, относительная свобода от нее, видимо,
является подоплекой благополучных и мирных состояний души и, в конце концов,
психического здоровья. Это также, на самом деле, основа внутренних ресурсов и
жизнерадостности, которые мы видим у людей, способных даже после больших несчастий и
душевной боли восстанавливать душевный покой.

Младенец, который прочно установил свой хороший объект,
сможет найти компенсацию потерям и депривация во взрослой жизни. Завистливый человек
ощущает все это как нечто совершенно ему недоступное, поскольку он никогда не чувствует
себя удовлетворенным, и поэтому его зависть только усиливается.


а вот здесь (и см. дальше в Заключении) формулировка будущих главных теоретич. проблем:
Пациенты могут признать свою зависть, ревность и соперничество по отношению к другим
людям, даже желание причинить им вред, но только настойчивость аналитика в анализе этих
враждебных чувств в переносе и предоставляемая этим пациенту возможность вновь пережить
их в самых ранних отношениях могут привести к уменьшению расщепления Я.
Опыт показал мне, что если анализ этих фундаментальных импульсов, фантазий и эмоций
неудачен, то это частично объясняется тем, что проявившиеся боль и депрессивная тревога
перевешивают у некоторых людей стремление к истине и, в конечном счете, желание, чтобы им
помогли. Я считаю, что если задача пациента состоит в том, чтобы принимать и усваивать
интерпретации аналитика, касающиеся ранних слоев его психики, то его сотрудничество с
аналитиком должно быть основано на очень сильной тяге к раскрытию истины о себе. Это
необходимо, потому что, если эти интерпретации становятся достаточно глубокими, они
мобилизуют часть Я, воспринимаемую как враждебную по отношению к Эго и хорошему
объекту, которую поэтому необходимо отщепить и уничтожить. Я обнаружила, что тревоги,
вызванные интерпретациями ненависти и зависти по отношению к первичному объекту, и
чувство преследуемое со стороны аналитика, чьи действия пробуждает эти эмоции, являются
более болезненными, чем любой другой материал, который мы интерпретируем.

теперь мы должны сказать, что "расщепление Я" -- это ведь расщепление Self, по отношению к которому нет анализирующего субъекта, к которому мог бы обратиться аналитик. конечно, это такая штука, которая перевешивает и стремление к истине, и желание получить помощь. стандартные методики психоанализа, которые применяла Кляйн ("инсайт" и т.п.) тут не работают.
"стремление к истине" у человека может укрепиться в том случае, если его Я чем-то дополнят, а не проанализируют. на этом основаны методики Кернберга и, по-моему, те процессы, в результате которых синдром диффузной идентичности преодолевается, полностью или частично, в дикой природе.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments