Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

психиатрия

Ч. 7. Еще одно базовое понятие: "влечение". А также о двусторонней активности младенца.

Говоря о всевозможных "проекциях", "вытеснениях" и тому подобном, мы говорили о каких-то движениях чего-то. До сих пор мы старались обходить вопрос о том, чего же это движения. Мы сосредотачивались на том, внутри чего они происходят (трехчастной структуры и Я).
Это было, разумеется, не совсем честно: ведь сама структура личности, в которой происходят такие движения, вырабатывалась под воздействием таких движений.
Поэтому надо прямо спросить: а что же движется?
Что заставляет младенца (и не-младенца) к чему-то тянуться и от чего-то отталкиваться?
В общем виде ответ на этот вопрос неизбежно должен был даваться Фрейдом, то есть открывателем трехчастной структуры.
Если трехчастная структура стала первой нередукционистской моделью личности (см. выше, ч. 2), то таким же нередукционистским должно было стать понятие формирующего ее саму и действующего в ней движения.
Нередукционистким - это значит, что, в рамках ПП, это такое движение, которое не может быть сведено ни к какому другому виду движения: ни механическим, ни электрическим каким-нибудь, ни химическим реакциям. То есть при этом движении происходят какие-то механические-электрические-химические процессы, но этими своими составляющими оно никогда не может быть объяснено. Оно не может быть объяснено даже на уровне физиологии, хотя Фрейд всю жизнь не переставал на это надеяться (напоминаю, что по своему научному мировоззрению Фрейд был редукционистом, причем, самого отъявленного механистического толка).
В ранней версии психоанализа (1895-1900, от очерков по истерии до "Толкования сновидений") Фрейд отождествлял это влечение с тем, что он назвал "либидо". Он надеялся, что таким образом поймал в психологии некое действующее начало, которое впоследствии можно будет объяснить чем-то наподобие силы тяготения или электричества.
Но потом оказалось, что всё сложнее, и это понял уже сам Фрейд.
В частности, потребовалось отличить эти движения от инстинктов - и этому в особенности посвящена книга "По ту сторону принципа удовольствия" (1920). В этой книге, помимо идеи об "Эросе" и "Танатосе" как инстинктах, сформулировано очень важное понимание того, что такое инстинкт. Оно совпадает с современным понятием в биологии (устойчивый врожденный паттерн поведения).
Замечу попутно, что вопрос о наличии у человека инстинктов Эроса и Танатоса к психологической теории личности относиться не должен, так как область инстинктов - это область зоопсихологии, то есть той части теории ПП, которая является общей для человека и для животных. А у животных личности не бывает по определению. Поэтому в теорию личности инстинкты входить не должны. Они характеризуют только внешнюю оболочку личности - животного тела с его зоопсихологией (или, скажем так, по Аристотелю, тела и его животной души).
Отмечаю это особо потому, что Фрейду, а затем и психоанализу не был свойственен столь принципиальный антиредукционизм в этом вопросе (отличия человека от животного). Потому для Фрейда и даже Кляйн инстинкты вообще, а Эрос и Танатос в особенности оказываются так важны.
Итак, об инстинктах я тут распространился только для того, чтобы сказать, что они нас интересовать не будут.
Интересующие нас движения Фрейд очень ясно отличал от инстинктов и называл их другим словом - "влечение" (Trieb). Развитие послевоенного психоанализа пошло сильно вкось оттого, что в стандартном английском переводе Фрейда (а послевоенный психоанализ перешел с немецкого на английский) "влечение" тоже стали переводить как "инстинкт" (instinct, а не drive).
Инстинкты - это паттерны поведения, а влечения - это просто влечения, то есть не паттерны и не поведения. Общего с инстинктами у них только то, что они врожденные.
Фрейд сводил все влечения к либидо, а всё остальное пытался объяснить инстинктами. Потом его ученик Адлер предложил на роль универсального влечения вместо либидо "волю к власти". Постепенно (но особенно благодаря Фромму) "воля к власти" была осознана как форма проявления агрессии.
Франкл мало чем отличался от Адлера, когда противопоставил фрейдовскому "либидо" свой "смысл". И Франкл, и Адлер предлагали лишь частные модификации общей фрейдовской схемы: будто человеческая психика строится на модификациях какого-то одного базового движения.
В кляйнианском и "околокляйнианском" (Винникотт) психоанализе произошло принципиальное усложнение этой схемы: вместо одного базового влечения стала рассматриваться динамика двух противоположных - либидинозного и агрессивного.
Другое усложнение схемы Фрейда, которое предложил еще один его ученик, Отто Ранк, было использовано у кляйнианцев лишь в малой степени (и без ссылок на Ранка). Это представление о творчестве, вводившее понятие свободы воли (в психоанализе Ранка, но не у Кляйн и Винникотта) и смыкавшееся с тем, что Франкл ввел под названием "смысла"… Но об этом подробнее позже.
На динамике либидинозных и агрессивных влечений строятся все современные теории ПП, которые держатся строгой логики и избегают "лирики", свойственной экзистенциальной терапии. Эти теории (Кохут, Кернберг) упускают что-то важное - с чем отчасти соглашаются их авторы, - но зато основательно разбираются с тем, чего они не упускают. Стандарты научной строгости всяких "экзистенциальных" теорий, в этом смысле, очень сильно проигрывают, а отговорки их авторов относительно принципиально "гуманитарного", то есть нестрогого, характера теорий ПП слишком сильно пахнут элементарным агностицизмом или даже и откровенной скудостью теоретического мышления.
Резюмируем пока главное, что мы можем сказать о либидо и агрессии. Это, в основе своей, кляйнианские идеи, но уже в трактовке их Кернбергом.
Первоначальное влечение не дифференцировано на либидинозное и агрессивное (вопреки тому, что считала Кляйн). Есть просто влечение. Оно заставляет младенца взаимодействовать с миром. При этом младенец еще не может сознавать, что между миром и им самим есть различие. Такое оснознание как раз и является первым и базовым результатом такого взаимодействия. Если на этом этапе происходят серьезные сбои, то формируется психоз.
Диссоциация первичного влечения на либидинозное и агрессивное происходит под воздействием аффектов. На той стадии, когда это происходит, младенцу доступны только два механизма восприятия - как абсолютно хорошего (отсюда примитивный механизм психической защиты - идеализация) и как абсолютно плохого (отсюда другой примитивный механизм - обесценивание). Первое вызывает стремление к слиянию, второе - к отторжению.
Как подчеркнул еще Винникотт, без агрессии невозможно научиться воспринимать объекты как нечто отличное от самого себя. Знакомство с внешним миром строится через стремление его разрушить. В зависимости от того, что это не получается, формируется сознание самостоятельности и независимости внешнего мира.
Аффекты остаются на всю жизнь главным средством для обучения человека (формирования Я, а потом и характера). Для младенца они суть единственное средство.
Когда человек просто чему-то учится, что-то запоминает, - он учится медленно и не очень эффективно, а результаты научения закрепляются не очень глубоко. Когда нужны скорость и/или глубина, то можно воздействовать только аффектами. Это что-то вроде иглоукалывания и даже чего-то посильнее. На этом основано, например, воздействие современного терроризма. По этой же причине верны пословицы вроде "Кто нА море не бывал, тот Богу не мАливался", а религиозности, сформированной в вялотекущем воспитательном процессе, никогда не следует доверять (в отношении ее глубины и прочности): прочная религиозность должна быть вбита в психику гвоздями аффектов, а не приклеена на соплях традиций.
У младенца аффекты вызываются вообще очень просто: голод, холод и противоположное им.
Младенец стремится к слиянию с либидинозно привлекательным и к разрушению агрессивно-отталкивающего.
Это наблюдение заставило Кляйн внести еще одну серьезную поправку к Фрейду.
Великое открытие Фрейдом детской сексуальности было им сформулировано как не только логическая, но и хронологическая последовательность фаз: оральной, анальной и генитальной. С оральной стадией Фрейд связал автоэротические устремления (и то, что он позднее, в 1914 г., назовет нарциссизмом), с анальной - садо-мазохистические, а с генитальной - так называемую нормальную взрослую сексуальность.
Кляйн существенно иначе интерпретировала материалы наблюдений Фрейда и своих собственных.
Согласно Кляйн (и современным теориям), младенцу изначально свойственны все три вида того, что можно (условно) назвать детской сексуальностью (строго говоря, слово "сексуальность" тут можно употребить только в силу традиции, так как никакого специфического смысла оно тут не несет). С возрастом меняется лишь степень сравнительной активизации этих видов (если в их последовательности начинают происходить сбои, то, как и считал Фрейд, развиваются перверсии и другие дисфункции).
Оральные влечения у младенца соответствуют его желанию поглощения либидинозно привлекательного объекта. Агрессия у младенца еще в первые же дни его жизни (а вовсе не после отлучения от груди, как думал Фрейд) проявляется через анально-уретральные (а вовсе не просто анальные) действия.
Анально-уретральная сфера - это первое доступное человеку орудие защиты и нападения. Так сказать, чем богаты, тем и рады. Заметны аналогии в мире животных: вроде инстинкта "метить территорию" или "медвежьей болезни" (реакции медведя, когда опасность застанет его на дереве), о которой я как-то прочитал у М. Е. Бурно, что она в точности соответствует истерическому поносу. Впрочем, я не буду вдаваться в зоопсихологические аналогии.
Подытожим пока вот что.
У младенца формируются диссоциировавшиеся друг от друга два вида влечения - либидинозное и агрессивное.
При этом сам младенец научается работать на два фронта: орально всё пожрать и анально-уретрально всё обдать (т. е., на самом деле, - уничтожить).
Казалось бы, что еще нужно для жизни?
Увы, что-то все-таки нужно, и с этим "что-то" связаны самые трудные трудности психоанализа.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments