Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

продолжаем catching up: как испортить монаха

в дни моего выпадения из инета была такая встреча в метро.

кто-то волосатый говорит мне бур-бур-бур (оказалось, что-то по-гречески). оказалось -- бывший Валаамский монах, который сходу определи во мне не "попа вообще" (которого видит во мне каждый пьяница; так было даже до рукоположения), а именно монаха и священника. разумеется, мы оба были "в штатском", стояли в вагоне метро. но я тоже примерно так же определяю -- это такие внутрисубкультурные заморочки.


он, кроме того, был в заметном подпитии, с плейером и наушниками из ушей и прикладывался к пластиковой бутылке какого-то дрянного джин-тоника. сказал, что прожил на Валааме 8 лет, а теперь его то ли выгнали, то ли сам ушел (это там почти одно и то же); он иеромонах и теперь ему грозит запрещение в священнослужении (очевидно, потому, что не идет устраиваться ни в какое новое место). мне было очень легко проверить, что он не врет, хотя я сам ни разу не бывал на Валааме. но Питер -- городок маленький, даже со всеми филиалами, включая Валаам, так что вся "монашеская тусовка" друг друга знает. т.е. не все лично -- но общих знакомых (даже не знакомых знакомых) просто полно, да еще Питер наводнен всяким отсевом с Валаама. так что среда мне очень даже известна, и я вовсе не думаю, что мой собеседник был изначально ни к чему не годным. он, собственно, подвел разговор к тому, что ему надо у меня исповедаться (увы, пришлось отказать, т.к. он из МП; но, авось, когда-нибудь он еще придет...). я был бы ему очень рад, если бы он пришел в нашу церковь, и мы бы приняли его в сане простого монаха и устроили пока что чтецом (а там видно будет). но надежды на это не очень много: не по причине наших юрисдикционных различий, а только по причине "прививки от благодати", которую дает хороший (особенно именно хороший, благоустроенный) патриархийный монастырь: "выпускники" получают сильнейшую аллергию на всё церковное вообще.

в нашем приходе уже есть один бывший многолетний Валаамский послушник: он серьезный человек: устроился в фирму и уже второй или третий (забыл) год пытается жениться; но чтобы ходить в церковь -- это у него теперь всегда с огромным боем выходит.

8 лет иеромонахом на Валааме -- а потом с плейером в ушах в пьяном виде -- это нормально. и даже далеко не самое худшее. мне кажется, самое худшее -- это остаться на Валааме иеромонахом навсегда, реально вписавшись в тамошние расклады. сразу признАюсь, что валить тут на МП как на неправильную юрисдикцию я не стану. просто МП воспроизводит и сохраняет дореволюционные пороки (только до революции было кое-что помимо пороков, а в МП то, что было, сохранилось избирательно).

некоторые -- и именно благоустроенные, образцовые -- монастыри привлекают монашеской романтикой. Валаам -- особенно. это лучший в России монастырь по богослужебному уставу. наш приход тоже пытается строить богослужение по Валаамским образцам, но это получается, как деревенский клуб в сравнении с Мариинским театром.

что нет духовного руководства -- так его нигде нет; это в монастарях далеко не худшая проблема (худшая проблема -- когда оно есть: тогда развивается геронтомаргИя, или, по-церковнославянски, страсть старцебесия; это когда послушание групповой дисциплине, оформленное как послушание номинальному лидеру, завладевает душой до такой степени, что, если чего не хватает, так только ниточки слюны из уголка рта). да и монашеская романтика -- поначалу совсем неплохо; это ничего, что похоже на пионеров и бойскаутов. зато хорошая такая игра, развивающая. но за 3 или хотя бы за 5 лет дети взрослеют. и тут начинается самое ужасное. в монастыре после этого они могут еще промучаться несколько лет -- а дальше либо ломаются, либо вылетают (разумеется, все равно ломаясь).

играть они уже не могут, но ничего другого они не могут тоже. их не то что ничему не научили -- учиться они должны были бы сами, -- а им не дали понять, что монашеская жизнь состоит в чем-нибудь внутреннем. они остаются без игры, в мире тех самых "взрослых" -- и даже отборных по "взрослости" -- из которого они сбежали в монашество. это полный облом: рушатся надежды всей жизни. тут не спиться -- почти невозможно. конечно, возможно, -- но очень трудно: один многолетний валаамец -- иеродиакон -- только благодаря интеллигентности устрился в приличную библиотеку библиографом и не спился; но постригся, ходит в штатском (раньше он ходил по тем же библиотекам только в монашеском; он был архивариусом монастыря; ужасно хороший парень -- мне его почти не хватает в нашем стихийном квази-монастыре при приходе...), но в церковь (хотя бы в МП) -- думаю, что почти не заходит.

что на все это сказать? самого очевидного говорить не будем: потому как где взять духовное руководство, когда его нет? но ведь, по крайней мере, книжки какие-то есть. жить можно. но не получается. как сделать, чтобы хоть что-то получалось?

конечно, дети, даже повзрослев, не верят, что эти "взрослые" в рясах (обыкновенные партийные функционеры, только в специфической социальной группе, где ценятся специфические ценности; иногда -- не карьеристы, а юродивые, но не ради Христа, а просто...) имеют отношение к чему-нибудь, ради чего им стоило резко бросать всё остальное, и делать это (а что это?) единственным смыслом своей жизни. вот тут и трудно не спиться.

а выход -- один. раньше (в логическом, не в хронологическом смысле "раньше") "послушания" и т.п. монашеских удовольствий надо учить тому, ради чего все это бывает нужно. нужно как-то (всеми способами) фиксировать внимание ребенка на том опыте и на тех интуициях неотмирности, которые он имеет. а он их имеет -- иначе он не потянулся бы к монашеству. монашество должно выбираться не как "отказ от", а как принятие. принятие чего-то такого, по сравнению с чем все остальное -- полные грязь и туфта. и это принятие как раз и должно для него быть опытом внутренней молитвы.

тогда будет желание любой ценой не отпасть от монашества (хотя бы речь шла даже о состоянии до пострига; момент пострига тут не так уж и важен, хотя, разумеется, я верую, что монашеский постриг есть таинство Церкви). тогда ребенку станет наплевать, среди кого он живет (т.к., на самом деле, он все равно живет один).

но при всем при том, при всем при том, при всем при том при этом -- детей надо беречь и не спешить высаживать на грядки, а подольше выдерживать в теплицах (с) близко к тексту -- св. Игнатий Брянчанинов.

ЗЫ взрослый человек не может быть монахом. это очевидно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments