Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

четочное правило


это такая штука, которая должна быть исполнена внимательнее всего остального, что приходится делать в течение суток (включая богослужение и помощь ближним). т.к. в ней основа для всего прочего.

в принципе, это чтение по четкам краткословной молитвы (обычно молитвы Иисусовой). при этом нужно стараться целиком умещать ум в слова молитвы, не обращая внимания ни на какие свои эмоциональные и физиологические состояния.

подробности, как это делать, могут быть разными. зависит от а) выбранной общей методики, б) от состояния индивидуума.

общую методику лучше выбирать не ту, которая лучше (хотя это оч. спорный вопрос), а ту, которая ближе, т.е. либо есть живая традиция (монастырский устав), либо книжки. книжки, если мы выбираем их, должны быть надежными (т.е. святоотеческими) и доступными. поэтому, на мой взгляд, лучше ориентироваться на византийских Отцов (а не, скажем, на Оптинских старцев). это значит, что молиться лучше всего сидя и в максимальном уединении (понятно, для этого еще нужно выбрать такое время суток, когда ты не сразу засыпаешь, если садишься; иногда можно и так: сесть, поспать, а потом и правило прочитать).

состоянием индивидуума диктуется много что, но, прежде всего, минимальная продолжительность правила. она может измеряться либо в единицах времени (это не очень принято), либо в единицах количества молитв (т.е. в сотницах по четкам). в последнем случае продолжительность по времени будет разной в разные дни, т.к. разная степень внимательности (прочитанное без сосредоточения ума в словах молитвы надо перечитывать заново). можно, если раньше не пробовали, прочитать молитв 30 и убедиться, что задача далеко не тривиальна. из возникающих тут трудностей можно отчасти догадываться и о пользе, бывающей от их преодоления.

первый плод четочного правила -- это как зеркало души: те помыслы, которые нам мешают молиться, и будут показывать те грехи, которым мы были наиболее подвержены в последнее время. нередко это такие штуки, которых невооруженным глазом не увидишь никогда. тут, правда, нужно еще привлекать специальную литературу, где говорится, как анализировать помыслы (начать проще всего с двух статей "О 8 помыслах" в тт. 1 и 2 рус. Добротолюбия, а затем очень хорошо почитать подробнее в Собеседованиях Иоанна Кассиана).

остальные плоды будут связаны с бурной жизнью. именно от правила она, жизнь, забурлит куда сильнее. ближайшие искушения будут, вероятно, направлены на то, чтобы примитивно отвратить от молитвы и переключить внимание (жизненные силы) на что угодно другое (радость, горе и т.п.), т.е. чтобы бросить начатое. но дальше там еще много всякого. в частности, будет неизбежен вопрос о Евхаристии -- о том, чтобы причащаться вообще и чтобы именно в истинной Церкви.

но во всяком хорошем деле, будь то в монашестве или только в четочном правиле, главное -- начать. т.е. надо делать, что можешь, и не смущаться тем, что это совершенно бессильно. например, надо тебе проломить бетонную стену. ты подходишь и начинаешь со всей силы дубасить по ней кулаком (если ничего другого у тебя нет). тут главное -- не жалеть кулак. когда от кулака мало что останется, стена рухнет сама. потому что Бог всегда восполняет недостаток наших сил. но с самого начала за нас пахать Он не нанимался.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments